Mar 26, 2016 00:21
Из книжек по Литургике я знаю, что в латинской традиции службы суточного круга включают в себя не только привычные нам, но так же и Лаудес (Хвалитны), являющиеся отдельной службой. Из собственной практики я знаю, что у нас тоже есть Хвалитны, но они неотторжимо "впаяны" в состав вседневной/полиелейной Утрени. И вот рассматривая чин Утрени яудивился некоторой его неоднородности, сложилось впечатление, что это набор некогда раздельных служб лишь в последствии механический (и даже варварский) слепленные в одну: были отдельно девятый час, отдельно Утреня, отдельно монахами в келье читались несколько канонов, отдельно служились Хвалитны, отдельно первый час, и лишь впоследствии это все было объединено удобства ради. И если девятый час, вечерня, утреня и первый час, объединенные в одну службу еще сохраняют какую-то самостоятельность и уместно их выделять в составе обычного вечернего богослужения, что может указывать на довольно позднее их "срастание", то в отношении Утрени, канонов (которым досталось больше всего: они из нескольких отдельных скомканы и перемешаны в один "на двенадцать", вплоть до полной невозможности уловить смысл читаемого, эдакое "Я вас любил на холмах Грузии когда не в шутку занемог") и Хвалитны уже невозможно их разделить и служить отдельно, что может указывать на весьма раннее их "срастание".
Правильно ли я понял, или в чем-то заблуждаюсь?
богослужение: состав и особенности,
богослужение: западный обряд