Что апостол Павел назвал «таинством» в Еф. 5:32?

Feb 15, 2016 12:36



Как выясняется, распространенное в массах понимание комментируемого места у ап. Павла противоречит его мысли, т.е. полностью противоположно тому, что написал апостол. Именно поэтому я делаю здесь выписку из своей магистерской диссертации по браку, где я представил филологический и историко-экзегетический разбор интересующего нас места в послании Павла. Текст даю с небольшим сокращением, а так же «убираю» подробный филологический анализ текста (греческим шрифтом), т.к. мною были использованы шрифты, которые сейчас на Виндовс 8 не читаются. Перенабирать же превратившийся в нечитаемые иероглифы греческий текст Писания и отцов (по сканам PG) нет времени.



Источник: Пушков Т.Г. (архимандрит Феогност). Библейское учение о браке в контексте современного кризиса семьи. - Магистерская диссертация. - Луганск, ВНУ им. Даля, 2013. - 146 с. - Глава 3.

Большинство современных комментаторов эти слова относят к браку, тогда как Павел ясно пишет, что Таинством она назвал не супружество мужа и жены, а союз Христа и Церкви: «Мы - члены тела Христова, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Таинство [mysterion] сие велико - я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф.5:30-32), а не по отношению к мужу и жене. Комментаторов путают слова 31-го стиха, которые являются цитатой из Быт. 2:24. Но правильное понимание смысла слов апостола следующее: Брак земной должен черпать себе освящение и силу в Таинстве союза Христа и Церкви. Земной брак христианских супругов должен быть зеркалом этого Таинства (а не сам претендовать на роль Таинства). И дальше идет таблица параллелей «двух заветов». В Ветхом Завете - как мы помним - символом завета как раз является брак и размножение. В Новом же - символом является девство, хранимое ради Христа. Важно учитывать, что началом всех Таинств Нового Завета является Приснодевство Богоматери. И вот Павел рисует эту таблицу двух заветов по схеме симметрических параллелей:

1.ВЗ: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены» (Еф.5:22-23а) -
1.НЗ: - «…как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела (!)» (Еф.5: 23б).

2. ВЗ: «Но как Церковь повинуется Христу» (Еф.5:24а), -
2. НЗ: - «…так и жены своим мужьям во всем» (Еф.5:24б).

3. ВЗ: «Мужья, любите своих жен» (Еф.5:25а), -
3. НЗ: - «…как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. (Еф.5:25б-27).

4.ВЗ: «Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее» (Еф.5:28-29а), -
4. НЗ - «…как и Господь Церковь. Ведь мы - члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Таинство сие велико - я говорю относительно Христа и Церкви» (Еф.5:29б-32).

В этом отрывке цитата из Быт. 2: 24 приводится Павлом для описания единства Христа и Церкви, а не для описания единства мужа и жены в браке. Иначе он не стал бы особо подчеркивать, что говорит эти слова «относительно Христа и Церкви». Это было нужно именно потому, что все, читавшие Ветхий Завет, слова «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть», понимали относительно земного супружества. И лишь Павел - в полном согласии с духом Нового Завета - утверждает, что эти слова теперь описывают Таинство брака Христа и Церкви. Теперь у Павла слова «двое - в плоть едину» относятся к Церкви, а не к супругам [Нисский. Толкование на Песнь Песней -М. 1999. С. 112]. Апостол для того только повторяет, установленный в Быт. 2:24 закон земного супружества, «чтобы показать, что этот же закон действует и в браке духовном». [Феодорит Кирский. - Толкования Еф. 5 - Творения. С. 420]. «Как Церковь (состоящая из прежних языческих народов - арх.Ф.) оставила идолов и преданность прежней жизни - словно отца и мать свою, так и Христос оставил Отца на Небесах и Мать на земле, и умер за Церковь, дабы …превознести Её в Свое Вечное Царство» [Ефрем Сирин. Толкование на послание к Еф. - т. VII, с.196]. Супружеский же союз мужа и жены остается по прежнему быть «ветхозаветным» в своей сущности [Об этом см. мою статью: Архимандрит Феогност (Пушков). Диалектика «ветхого» и «нового» в жизни Церкви // Церковь и Время, № 4 (65) 2013. Электронный текст доступен по адресу: https://mospat.ru/church-and-time/1567], но супруги-христиане имеют возможность, созерцая мистический брак Христа и Церкви, в нем искать пример для отношения друг к другу. Заметим, что Павел подчеркнул: не супружество является «примером» для Церкви и основанием оной (как ошибочно думал проф. М.Д.Муретов), а наоборот - отношения Христа и Церкви являются примером для супругов: жена должна себя вести как Церковь, а муж должен относится к жене, как Христос относится к Церкви. И это понятно! Не может быть большее символом меньшего, а потому не может быть земной брак основанием Небесной Церкви. Тогда как духовный брак Христа и Церкви может стать духовной (а не плотской или физиологической) составляющей супружеских отношений.

Но может быть Павел желает отождествить земной брак супругов и мистический брак Христа и Церкви? Может Павел хочет видеть в браке тоже Таинство [Тут просто необходимо отметить, что Павел словом «тайна» и «Таинство» никогда не называл не только брак, но вообще что-либо иное, кроме (!) Крестно-Пасхального Таинства Христа. Поэтому предполагать, что слова Еф. 5:32 «относятся к таинству бракосочетания» весьма нелепо]? - Сама логика слов апостола Павла не позволяет нам видеть в них такой смысл. Павел, говоря о двух союзах (Христа с Церковью и мужа с женой) сравнивает, а не отождествляет их. Но законы диалектики требуют, чтобы сравниваемые реалии были иноприродны друг другу. Невозможно сравнивать единосущные и равновесомые реалии. Наоборот, сравнивают одну субстанцию по аналогии с другой; мелкое с большим; локальное с глобальным. Так и Христос сравнивает Себя в притчах то с сеятелем, то с домовладыкой, отправляющимся в путь и раздающим свое состояние в рост своим слугам. Он сравнивает Себя с тем, что не есть Он, но что - именно благодаря отсутствию тождества - становится аллегорическим образом, помогающим понять, что Он есть такое. Если бы для Павла брак супругов был "тоже Таинством" (как и брак Христа с Церковью), то он бы их отождествил, назвал общим именем, а значит, не смог бы сравнивать и приводить одно в пример другому. Нельзя сравнивать Таинство с ним самим - оно тождественно, и не объясняется через самое себя (это не аналогия, а замкнутый круг). Но вот поставить Таинство мистического союза Христа с Церковью как идеал для супругов вполне уместно. Что Павел и сделал.

Только если мы прекратим воспринимать брак как Таинство "само по себе взятое", т.е. как сакраментальное последование или сакраментальная жизнь, мы сможем понять подлинную динамику супружества, как земной аллегории Таинства Христа и Церкви. Только когда супружество будет понимать, что плотской союз - даже самый крепкий в любви - не есть Таинство, но есть лишь реальность жизни «плоти и крови», тогда оно сможет «гнаться» за идеалом Христа и жаждать для себя освящения в постоянной причастности к Таинству Христа и Церкви. Каждый раз супруги должны понимать: Они никак не «есть» Таинство, но им позволено прикоснуться к Таинству - к Евхаристии, в которой они должны черпать себе освящение.



Чинопоследование церковного браковенчания попало в число «Таинств Церкви» впервые в списке сакраменталий Тридентского Собора (XVI в.) Римской Церкви. Православию же (да и древней Церкви Рима) такой взгляд на брак был чужд, а в наших и в греческих Евхологиях по сей день Таинством названо монашеское пострижение, тогда как брак назван «чинопоследованием благословения супружества». В своём научно-богословское эссе «Православное богословие Таинств» [с. 169-208. Электронный текст доступен по адресу: http://www.mospat.ru/church-and-time/725 ] я уже отмечал, что Церковь не имеет «индекса» Таинств, и Таинствами являются все ее действия, актуализирующие дела Христова Домостроительства во плоти. Касательно брака как раз придется сделать уточнение: брак сам по себе Таинством не является, именно потому, что он дан «во Адаме», а все Таинства Церкви даны «во Христе». [«Технически» можно разделить все явления на две группы: «Дела первого Домостроительства, явленные во Адаме» и «Дела Христовы», совершающие наше спасение и актуализирующиеся в жизни Церкви. Эти то «дела» и являются «Таинствами Церкви», тогда как о первых «делах Бога во Адаме» можно сказать, что они суть «Таинства первого Домостроительства», т.е. творения мира и человека. Но церковными Таинствами являются только те «дела», которые прошли через Домостроительство Христа]. Несомненно, Христос обогащает наше естество и все его свойства и экзистенциальные модусы реализации, полученные «во Адаме». Но обогащение есть «причастность к Таинству единства Христа и Церкви». Этим Таинством является Евхаристия. Вот почему в древней Церкви ни о каком особом «Таинстве» брака не было и речи. Форма брака соблюдалась «общечеловеческая»: государственная регистрация, брачный договор и брачные обеты верности. Церковь же требовала только одного: Чтобы всё это - обеты, договор и совместное заявление о вступлении в брак - христиане совершали в начале Литургии, перед лицом Таинства Евхаристии, и в последней получали освящение браку.

Собственно же «таинством» (мистериумом) Нового Завета является именно девство, как «главизна» (см. византийский тропарь праздника Благовещения) Таинства нашего спасения. Вот почему в Древней Церкви не брак, а именно девство (наряду с хиротонией, освящением мира и храма) мог «посвящать» только епископ, тогда как брак благословлял любой пресвитер [см. Карфагенское правило 6-е]. Девство, посвященное Христу, мистически связано с девством Богородицы и Самого Христа. Таинством же Нового Завета является то, что субстанциально получило основание «во Христе», в Его историческом служении Домостроительства, а девство - начаток этого служения.

Это нисколько не умаляет святости всего ветхозаветного! Просто мы должны понять, что отказ супружескому союзу в статусе «таинства» не влечет за собою унижение или десакрализацию супружества: Христос освящает все то, что было дано «во Адаме». Но не ограничивается этим, а дает и много всего «нового», чего не было во Адаме. Вот «таинством Христовым» в узком смысле этого слова и может быть названо только это «новое».

брак и супружеские отношения

Previous post Next post
Up