Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви об общецерковном прославлении ряда местночтимых святыхIII.
7. Подтверждая ранее принятые решения Архиерейских Соборов и Священного Синода, касающиеся канонизации новомучеников и исповедников Церкви Русской, в то же время считать необходимым дальнейшее изучение обстоятельств жизни и кончины лиц, подвергшихся в годы гонений на Церковь насильственной смерти в связи с исповеданием ими веры во Христа.
8. Отметить, что в отдельных случаях выявляемые при исследовании новые архивные данные настоятельно требуют дальнейшего изучения, до получения результатов которого может оказаться целесообразным временное приостановление общецерковного почитания некоторых лиц.
9. В необходимых случаях имена вышеупомянутых лиц до завершения изучения не помещать в общецерковном месяцеслове, при возможном сохранении сложившейся традиции местного почитания, где таковая имеется.
10. Соответствующие исследования ряда дел могут быть завершены лишь после открытия всех архивных документов.
11. Предпринять необходимые усилия для обеспечения ознакомления епархиальных архиереев с материалами следственных дел, касающихся лиц, пострадавших в годы гонений и почитаемых во вверенных этим архиереям епархиях.
Таким образом, Собор определил, что приостанавливается лишь общецерковное почитание подвижников, а местное их почитание не только не прекращается, но определено по возможности сохранять традицию почитания. Таким образом, вопрос о «деканонизации» можно считать закрытым (хотя и появился соответствующий документ аж через три с половиной года после печально памятного смущения осени 2012 года) - святые не деканонизуются, а временно исключаются из порядка общецерковного почитания. Значение этого соборного Определения - прежде всего в том, что наконец внесена каноническая ясность в вопрос, ставший серьёзным искушением для нашей Церкви.