Sep 02, 2015 13:52
Епископский жезл византийского обряда имеет на верхнем основании своем двух змей, обращенных к кресту. Многих ревнителей благочестия смущает этот, как им кажется, «языческий» символ. На самом деле первоначально эти змеи были обвиты вокруг древка жезла и сходились у основания, что напоминает нам медицинский символ - змеи «Асклепия» (сохранившийся по сей день как «аптечный символ» или стемма фармацевтики). Искусство медицины состоит в том, чтобы использовать яды во врачевание.
Христос в Евангелии тоже использует змеиный символ (Мф. 10:16).
Служение епископа состоит в том, чтобы отделять доброе даже их худого (из яда): «Так сказал Господь: …если извлечешь драгоценное из ничтожного, то будешь как Мои уста» (Иер.15:19). Епископ - символ Христа-Врача, а змея «Асклепия», как мы уже сказали, и является символом врачебного искусства. Крест над «сосудом» (круглой чашей или шаром, на котором водружен крест на жезле) означает, что епископ во Имя Христово пользуется мирской мудростью («мудростью змеиной», согласно Мф. 10:16) для врачевания своих овец. В его руках - система управления, которая одновременно является и системой врачевания. Он имеет право и обязанность использовать и «ядовитые» средства, но - с умом и с рассуждением, все делая во Имя Христово и смотря на Крест (т.е. отказываясь от эгоистического использования данной ему власти).
история Церкви,
богослужение: лекционарий