В
заседании Священного Синода от 13 июля 2015 года под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
ПОСТАНОВИЛИ (журнал № 48):
< … >
2. Синодальной богослужебной комиссии представить изменения в последование Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской в соответствии с поправками, внесенными Священным Синодом в последование Недели всех святых, в земли Русской просиявших, а также с учетом множества имен святых, внесенных в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской со времени составления соответствующего последования.
Сама по себе необходимость внести изменения в службу святым Новомученикам и исповедникам Российским была оговорена ещё на заседании Священного Синода 29 мая 2013 года (смотрите
здесь и
здесь в нашем сообществе). Однако §2 синодального определения вызывает некоторое недоумение.
Дело в том, что в
тексте службы святым Новомученикам поимённо перечислены аж трое святых - священноисповедник Тихон, Патриарх Всероссийский, священномученик Владимир, митрополит Киевский, и священномученик Вениамин, митрополит Петроградский (4-я, 5-я и 6-я стихиры на воззвахах великой вечерни соответственно). В тропаре ещё упоминаются «царственныя страстотерпцы», но без конкретных имён. И никто более из новомучеников в службе отдельно не упоминается. Так о каких «изменениях < … > с учетом множества имен святых, внесенных в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской со времени составления соответствующего последования» может идти речь, если в «соответствующем последовании» имён святых, по большому счёту, не было вообще?
Или святые, чьи имена были внесены в список Собора после 2002 года (времени одобрения первоначального варианта службы), имеют некоторое преимущество пред святыми, чьи имена были внесены в список Собора до 2002 года?