Раздробление мощей

Oct 16, 2007 13:55


Какая логика в раздроблении мощей? Как обосновывается подобная практика ( Read more... )

почитание мощей

Leave a comment

История вопроса ampelios October 16 2007, 10:42:12 UTC
Вкратце так: в Римской империи право трогать захоронение имели только ближайшие родственники-владельцы склепа или pontifex maximus=император. Так что первоначально останки мучеников даже не переносили, кроме исключительных случаев (напр., спасение мощей Петра и Павла во время гонения в III в.). Первым, кто стал переносить мощи, был имп. Констанций II: св. Вавила, апп. Андрей, Лука и Тимофей. К концу IV века практика становится общераспространенной. Более того, обладание мощами становиться для крупной Церкви почти необходимым, тем паче что мощи активно участвовали в чине освящения храма. Между тем, многие территории оказались лишены мучеников (напр., Галлия в результате толерантной политики Констанция Хлора) - туда мощи стали активно свозить. Скоро всем их стало не хватать и пришлось расчленять. Расчленение большой проблемы собой не представляло: уже в эпоху гонений христиане были вынуждены почитать расчлененные тела мучеников, в т.ч. их отрубленные члены. Поскольку же значение мощей заключалось в освящении через прикосновение, а не через сохранение всего подобия, то благодать у частиц считалась такой же, что и целого тела.
Вообще, на эту тему есть работа М. Каплана.

Reply

Re: История вопроса peternikola October 16 2007, 10:45:40 UTC
Я думаю, эта практика была еще подогрета и противодействием православных иконоборческим деяниям.

Reply

Re: История вопроса gasloff October 16 2007, 10:48:26 UTC
Не только, например в споре Амвросия Медиоланского с арианами мощи сыграли не последнюю роль.

Reply

Re: История вопроса gasloff October 16 2007, 10:47:23 UTC
Совершенно верно. Более того, мощами признавались не только сохранившиеся части тела, но и одежда, предметы, мирo или прах - ими считалось все, что соприкасалось с телом или могилой мученика. Потому для получения частиы мощей не обязательно было и разделять тело. Наконец мощами является не только сохранившееся тело, но и кости. С разделением которых тоже особых проблем не возникает.

Reply

Re: История вопроса alebuale October 16 2007, 10:54:39 UTC
// Между тем, многие территории оказались лишены мучеников (напр., Галлия в результате толерантной политики Констанция Хлора) - туда мощи стали активно свозить. Скоро всем их стало не хватать и пришлось расчленять.

Я не понимаю - не хватать для чего?

Reply

Re: История вопроса gasloff October 16 2007, 10:56:49 UTC
Прежде всего для освящения храмов и дальнейшего совершения там Евхаристии.

Reply

Re: История вопроса peternikola October 16 2007, 11:03:56 UTC
Причем это уже сказали!
Но тут усомнились в необходимости оного.

Reply

Re: История вопроса gasloff October 16 2007, 11:06:47 UTC
В том то и дело :(

Reply

Re: История вопроса alebuale October 16 2007, 11:15:34 UTC
Вот, из Евангелия и Апостола я вижу, что для совершения Евхаристии никаких мощей не требовалось. Значит, в принципе, они необходимыми для совершения Таинства не являются.
Знаю также, что в годы войны и репрессий священники обходились без них, совершая Литургию на простых столах, пнях и т.д.
Я уважаю традиции, но одно дело - реальная необходимость, другое - традиция.

Reply

Re: История вопроса igoryan_1976 October 16 2007, 11:22:15 UTC
//Знаю также, что в годы войны и репрессий священники обходились без них, совершая Литургию на простых столах, пнях и т.д.//

Исключение подтверждает правило.

Reply

alebuale October 16 2007, 11:31:03 UTC
Здорово, для вас Евангелие и Апостол - это исключения... Что сказать...

Reply

igoryan_1976 October 16 2007, 11:36:02 UTC
для меня Святое Писание часть Святого Предания, а не его замена.

Reply

peternikola October 16 2007, 11:48:11 UTC
А на чьих мощах, по Вашему, должна была совершаться Евхаристия в апостольское время?
Эта практика вошла в литургическую жизнь уже во времена гонений, при совершении Евхаристии в катакомбах.
А про простые столы и пни... хм... а почем Вы знаете что у них не было мощей или антиминса?
На какие источники Вы можете сослаться. Все так часто говорят об этом, но никто не показал еще мне ни одного письменного источника.

Reply

alebuale October 16 2007, 12:51:24 UTC
// На какие источники Вы можете сослаться. Все так часто говорят об этом, но никто не показал еще мне ни одного письменного источника.
Если я приведу источник, вы измените свою позицию?

// А на чьих мощах, по Вашему, должна была совершаться Евхаристия в апостольское время?
О чём вы со мной спорите? Я где-то говорил, что Литургия не может совершаться на гробах мучеников?

Reply

peternikola October 16 2007, 13:28:44 UTC
"Если я приведу источник, вы измените свою позицию"?
А должен?

"О чём вы со мной спорите"?
О важности литургического Предания в деле спасения каждого человека.

Reply

gasloff October 16 2007, 13:48:48 UTC
+++ Если я приведу источник, вы измените свою позицию?

Надеюсь это будет не одна статья из Православной Энциклопедии :)

Reply


Leave a comment

Up