История вопросаampeliosOctober 16 2007, 10:42:12 UTC
Вкратце так: в Римской империи право трогать захоронение имели только ближайшие родственники-владельцы склепа или pontifex maximus=император. Так что первоначально останки мучеников даже не переносили, кроме исключительных случаев (напр., спасение мощей Петра и Павла во время гонения в III в.). Первым, кто стал переносить мощи, был имп. Констанций II: св. Вавила, апп. Андрей, Лука и Тимофей. К концу IV века практика становится общераспространенной. Более того, обладание мощами становиться для крупной Церкви почти необходимым, тем паче что мощи активно участвовали в чине освящения храма. Между тем, многие территории оказались лишены мучеников (напр., Галлия в результате толерантной политики Констанция Хлора) - туда мощи стали активно свозить. Скоро всем их стало не хватать и пришлось расчленять. Расчленение большой проблемы собой не представляло: уже в эпоху гонений христиане были вынуждены почитать расчлененные тела мучеников, в т.ч. их отрубленные члены. Поскольку же значение мощей заключалось в освящении через прикосновение, а не через сохранение всего подобия, то благодать у частиц считалась такой же, что и целого тела. Вообще, на эту тему есть работа М. Каплана.
Re: История вопросаgasloffOctober 16 2007, 10:47:23 UTC
Совершенно верно. Более того, мощами признавались не только сохранившиеся части тела, но и одежда, предметы, мирo или прах - ими считалось все, что соприкасалось с телом или могилой мученика. Потому для получения частиы мощей не обязательно было и разделять тело. Наконец мощами является не только сохранившееся тело, но и кости. С разделением которых тоже особых проблем не возникает.
Re: История вопросаalebualeOctober 16 2007, 10:54:39 UTC
// Между тем, многие территории оказались лишены мучеников (напр., Галлия в результате толерантной политики Констанция Хлора) - туда мощи стали активно свозить. Скоро всем их стало не хватать и пришлось расчленять.
Re: История вопросаalebualeOctober 16 2007, 11:15:34 UTC
Вот, из Евангелия и Апостола я вижу, что для совершения Евхаристии никаких мощей не требовалось. Значит, в принципе, они необходимыми для совершения Таинства не являются. Знаю также, что в годы войны и репрессий священники обходились без них, совершая Литургию на простых столах, пнях и т.д. Я уважаю традиции, но одно дело - реальная необходимость, другое - традиция.
А на чьих мощах, по Вашему, должна была совершаться Евхаристия в апостольское время? Эта практика вошла в литургическую жизнь уже во времена гонений, при совершении Евхаристии в катакомбах. А про простые столы и пни... хм... а почем Вы знаете что у них не было мощей или антиминса? На какие источники Вы можете сослаться. Все так часто говорят об этом, но никто не показал еще мне ни одного письменного источника.
// На какие источники Вы можете сослаться. Все так часто говорят об этом, но никто не показал еще мне ни одного письменного источника. Если я приведу источник, вы измените свою позицию?
// А на чьих мощах, по Вашему, должна была совершаться Евхаристия в апостольское время? О чём вы со мной спорите? Я где-то говорил, что Литургия не может совершаться на гробах мучеников?
Вообще, на эту тему есть работа М. Каплана.
Reply
Reply
Reply
Reply
Я не понимаю - не хватать для чего?
Reply
Reply
Но тут усомнились в необходимости оного.
Reply
Reply
Знаю также, что в годы войны и репрессий священники обходились без них, совершая Литургию на простых столах, пнях и т.д.
Я уважаю традиции, но одно дело - реальная необходимость, другое - традиция.
Reply
Исключение подтверждает правило.
Reply
Reply
Reply
Эта практика вошла в литургическую жизнь уже во времена гонений, при совершении Евхаристии в катакомбах.
А про простые столы и пни... хм... а почем Вы знаете что у них не было мощей или антиминса?
На какие источники Вы можете сослаться. Все так часто говорят об этом, но никто не показал еще мне ни одного письменного источника.
Reply
Если я приведу источник, вы измените свою позицию?
// А на чьих мощах, по Вашему, должна была совершаться Евхаристия в апостольское время?
О чём вы со мной спорите? Я где-то говорил, что Литургия не может совершаться на гробах мучеников?
Reply
А должен?
"О чём вы со мной спорите"?
О важности литургического Предания в деле спасения каждого человека.
Reply
Надеюсь это будет не одна статья из Православной Энциклопедии :)
Reply
Leave a comment