Купил официальный патриархийный календарь на 2013 год, обнаружил нечто непонятное.
В прошлогоднем календаре под 1 января (ст. ст.) среди других имен новомучеников упомянут сщмч. Трофим пресвитер (1938). Его имя присутствует также в алфавитном указателе (там приводится его фамилия - Мячин) и в общем списке новомучеников и исповедников Российских. В
(
Read more... )
Однако если мои подозрения подтвердятся, то...
Боже, милостив нам буди!
Reply
Reply
Боюсь, счет уже идет на десятки. "Пропали" двое из четверых Правдолюбовых, нет свят. Василия Кинешемского, свщмч. Иувеналия Рязанского... А я ведь еще пристально календарь не смотрел.
уже канонизированных новомучеников
До сих пор как-то предполагалось, что канонизационные акты Церкви необратимы. Видимо, нам предлагается некое новое слово в каноническом праве и агиологии.
всплыли некие новые документы
По крайней мере по двум "вычеркнутым" эти "некие" документы были известны и опубликованы задолго до всех последних событий. Кажется, мы -- свидетели массового чуда: члены СКК вдруг прозрели и увидели эти документы.
чтобы в епархиях тщательней велась подготовка к канонизациям
Звучит особенно... м-м-м... неприглядно с учетом того банального факта, что канонизационные процессы целого ряда "вычеркнутых" страдальцев вела Синодальная комиссия вообще и о. Дамаскин в частности.
Reply
Reply
Reply
Я в свое время задавал вопрос, как мне кажется, о том же - кассации соборных решений росчерком пера в сфере богослужения: http://ustav.livejournal.com/1057816.html
Кстати, при Петре Синод тоже кое-что пересмотрел из соборно утвержденной практики (о браках с иноверцами), но Синод хотя бы можно воспринимать как собор, хотя, кажется, тут есть натяжка.
Reply
К сожалению, у меня нет возможности сейчас посмотреть Чиновник 2009 года. В Чиновнике Патриарха Пимена поклон положен после "Еще приносим", до тропаря.
Изменения в тексте Служебника, внесенные в начале XXI века, были утверждены Архиерейским Собором 2004 г. (Определение о вопросах внутренней жизни Русской Православной Церкви, §2) Не исключено, что и поправки в Чиновник (если они действительно вносились) буду еще рассматриваться Собором.
И Вам вполне справедливо было замечено, что вариации в текстах книг предметом соборных рассмотрений почти никогда не становись -- книги фиксировали существующую практику, а не устанавливали ее.
Синод хотя бы можно воспринимать как собор, хотя, кажется, тут есть натяжка
Никаких натяжек. Послание восточных Патриархов 1721 г. именно так и трактовало создание Синода. Можно спорить о каноничности создания этой структуры параллельно с упразднением Патриаршества, но сама идея Синода была именно такова.
Reply
А есть надежда, что и вопрос о канонизации новомучеников тоже будет рассматриваться (по существу, я имею в виду) Собором?
\Никаких натяжек. Послание восточных Патриархов 1721 г. именно так и трактовало создание Синода. Можно спорить о каноничности создания этой структуры параллельно с упразднением Патриаршества, но сама идея Синода была именно такова.\
У меня осталось смутное воспоминание, что Синод считался самими русскими епископами органом, как бы равночестным Патриарху, а не Собору типа Синода Эндимуса. Именно с этой разницей в восприятии Синода, по-моему, и связан знаменитый спор о возношении имен восточных патриархов за Литургией.
В любом случае, это, конечно, другое. Разрешив браки с инославными, Синод сделал это не молча, а с обширными разъяснениями и комментариями, в отличие от обсуждаемой истории.
Reply
Не знаю. С одной стороны, Собор -- менее чем через полгода. С другой... Зная нашу дорогую СКК и зная кое-какую кухню... Я не удивлюсь, если ответом на Ваш вопрос будет "нет".
считался самими русскими епископами
Да, считался, но с небольшой поправкой. "Только, по пространству Российской Церкви, а также и по нынешнему образу производства дел, невозможно было в России быть Синоду один или два раза в год, а нужно было быть всегда. Почему и установлен непременный Синод < ... > Общий Синод всей Российской Церкви мог бы судить самого патриарха. Частный Синод избранных епископов, в своем единстве, пользуется правами, равными правам патриарха, почему, также как патриарх, именуется Святейшим. Патриарх есть Синод в одном лице, Синод есть патриарх в нескольких избранных освященных лицах" (свят. Филарет Московский, пояснение к 8 правилу VI Вселенского Собора; чуть выше приведенных слов святитель указывает, что "синод" по- ( ... )
Reply
Спасибо за указание. Интересная вещь.
Reply
А у нас уже привыкли всё делать молча: как обнаружили, что 10 лет почитали мощи не прп. Амвросия Оптинского а прп. Иосифа (ошиблись могилами при обретении), так просто молча поменяли их местами, и так же молча изменили в календаре дату обретения мощей прп. Амвросия... Со "свирскими останками" - также всё молча (молча замяли)...
Reply
Reply
а так - дело в том, что в нач ХХ в. мощи прп. Александра Свирского освидетельствовались, и тогда в протоколах записали, что они - тленные, т.е. там были косточки. а сейчас нам нечто нетленное для почитания предлагают... к тому же, нет никаких документов, которые бы наглядно и достоверно прочерчивали путь мощей из разорённой обители в музей военно-медицинской академии. а всё было основано, кажется, на видении какой-то монахини. и вл. Константин Тихвинский (тогдашний ректор СПбДАиС), когда осматривал мощи, обратил общее внимание на сильный запах формалина от них...
Reply
Reply
// канонизационные акты Церкви необратимы//
история Русской Церкви показывает, что обратимы в обе стороны... (это не к тому, что сие хорошо). а может они, последуя отцам 2-го Ватикана, низвели их в местночтимые?
Reply
Reply
Leave a comment