Куда исчезли имена новомучеников?

Sep 19, 2012 16:59

Купил официальный патриархийный календарь на 2013 год, обнаружил нечто непонятное.

В прошлогоднем календаре под 1 января (ст. ст.) среди других имен новомучеников упомянут сщмч. Трофим пресвитер (1938). Его имя присутствует также в алфавитном указателе (там приводится его фамилия - Мячин) и в общем списке новомучеников и исповедников Российских. В ( Read more... )

агиология: канонизация святых, книгоиздание и цензура, агиология: почитание святых, Церковь: управление и политика, календарь, агиология: новомученики

Leave a comment

ustavschik September 19 2012, 15:11:53 UTC
Отче, это не глюк, и тем более это -- не вина ИМП. Имен вычеркнуто не два и не три, их гораздо больше, в т.ч. кое-кто из новомучеников-архиереев. Но пока промолчу: есть некий малый шанс, что все это на самом деле -- не то, чем кажется.
Однако если мои подозрения подтвердятся, то...
Боже, милостив нам буди!

Reply

fr_hamlet September 19 2012, 15:22:14 UTC
наш митрополит нам поведал, что Святейший на одной из прошлогодних встреч с архиереями сказал, что из календаря придётся убрать имя кого-то из уже канонизированных новомучеников, т.к. всплыли некие новые документы, свидетельствующие о его "сотрудничестве со следствием". имя не уточнялось. сказано это было Патриархом к тому, чтобы в епархиях тщательней велась подготовка к канонизациям.

Reply

ustavschik September 19 2012, 16:39:16 UTC
имя кого-то из
Боюсь, счет уже идет на десятки. "Пропали" двое из четверых Правдолюбовых, нет свят. Василия Кинешемского, свщмч. Иувеналия Рязанского... А я ведь еще пристально календарь не смотрел.

уже канонизированных новомучеников
До сих пор как-то предполагалось, что канонизационные акты Церкви необратимы. Видимо, нам предлагается некое новое слово в каноническом праве и агиологии.

всплыли некие новые документы
По крайней мере по двум "вычеркнутым" эти "некие" документы были известны и опубликованы задолго до всех последних событий. Кажется, мы -- свидетели массового чуда: члены СКК вдруг прозрели и увидели эти документы.

чтобы в епархиях тщательней велась подготовка к канонизациям
Звучит особенно... м-м-м... неприглядно с учетом того банального факта, что канонизационные процессы целого ряда "вычеркнутых" страдальцев вела Синодальная комиссия вообще и о. Дамаскин в частности.

Reply

ludenhoff September 19 2012, 16:50:08 UTC
Канонизационные-то процессы у нас как раз вполне себе обратимы, классические примеры всем известны. И, может, иногда для этого есть основания. Но гадко, что делается это молча. Ну да, "во избежание соблазна".

Reply

ustavschik September 19 2012, 17:03:23 UTC
Процессы -- да, и тому действительно полно примеров. А канонизационные акты? Собор определяет "прославить во святых", а потом некто росчерком пера соборное решение кассирует -- без формальных определений, без разъяснений, без хотя бы комментариев... Мерзко.

Reply

illusoryshadow September 19 2012, 20:42:52 UTC
А канонизационные акты в этом отношении отличаются от любых других соборных актов?
Я в свое время задавал вопрос, как мне кажется, о том же - кассации соборных решений росчерком пера в сфере богослужения: http://ustav.livejournal.com/1057816.html

Кстати, при Петре Синод тоже кое-что пересмотрел из соборно утвержденной практики (о браках с иноверцами), но Синод хотя бы можно воспринимать как собор, хотя, кажется, тут есть натяжка.

Reply

ustavschik September 20 2012, 12:13:04 UTC
кассации соборных решений росчерком пера в сфере богослужения
К сожалению, у меня нет возможности сейчас посмотреть Чиновник 2009 года. В Чиновнике Патриарха Пимена поклон положен после "Еще приносим", до тропаря.
Изменения в тексте Служебника, внесенные в начале XXI века, были утверждены Архиерейским Собором 2004 г. (Определение о вопросах внутренней жизни Русской Православной Церкви, §2) Не исключено, что и поправки в Чиновник (если они действительно вносились) буду еще рассматриваться Собором.
И Вам вполне справедливо было замечено, что вариации в текстах книг предметом соборных рассмотрений почти никогда не становись -- книги фиксировали существующую практику, а не устанавливали ее.

Синод хотя бы можно воспринимать как собор, хотя, кажется, тут есть натяжка
Никаких натяжек. Послание восточных Патриархов 1721 г. именно так и трактовало создание Синода. Можно спорить о каноничности создания этой структуры параллельно с упразднением Патриаршества, но сама идея Синода была именно такова.

Reply

illusoryshadow September 20 2012, 16:42:40 UTC
\Не исключено, что и поправки в Чиновник (если они действительно вносились) буду еще рассматриваться Собором.\
А есть надежда, что и вопрос о канонизации новомучеников тоже будет рассматриваться (по существу, я имею в виду) Собором?

\Никаких натяжек. Послание восточных Патриархов 1721 г. именно так и трактовало создание Синода. Можно спорить о каноничности создания этой структуры параллельно с упразднением Патриаршества, но сама идея Синода была именно такова.\
У меня осталось смутное воспоминание, что Синод считался самими русскими епископами органом, как бы равночестным Патриарху, а не Собору типа Синода Эндимуса. Именно с этой разницей в восприятии Синода, по-моему, и связан знаменитый спор о возношении имен восточных патриархов за Литургией.

В любом случае, это, конечно, другое. Разрешив браки с инославными, Синод сделал это не молча, а с обширными разъяснениями и комментариями, в отличие от обсуждаемой истории.

Reply

ustavschik September 20 2012, 17:53:12 UTC
А есть надежда, что и вопрос о канонизации новомучеников тоже будет рассматриваться (по существу, я имею в виду) Собором?
Не знаю. С одной стороны, Собор -- менее чем через полгода. С другой... Зная нашу дорогую СКК и зная кое-какую кухню... Я не удивлюсь, если ответом на Ваш вопрос будет "нет".

считался самими русскими епископами
Да, считался, но с небольшой поправкой. "Только, по пространству Российской Церкви, а также и по нынешнему образу производства дел, невозможно было в России быть Синоду один или два раза в год, а нужно было быть всегда. Почему и установлен непременный Синод < ... > Общий Синод всей Российской Церкви мог бы судить самого патриарха. Частный Синод избранных епископов, в своем единстве, пользуется правами, равными правам патриарха, почему, также как патриарх, именуется Святейшим. Патриарх есть Синод в одном лице, Синод есть патриарх в нескольких избранных освященных лицах" (свят. Филарет Московский, пояснение к 8 правилу VI Вселенского Собора; чуть выше приведенных слов святитель указывает, что "синод" по- ( ... )

Reply

illusoryshadow September 20 2012, 18:17:46 UTC
\Да, считался, но с небольшой поправкой.\
Спасибо за указание. Интересная вещь.

Reply

fr_hamlet September 20 2012, 20:31:30 UTC
// Синод сделал это не молча, а с обширными разъяснениями и комментариями, в отличие от обсуждаемой истории.//
А у нас уже привыкли всё делать молча: как обнаружили, что 10 лет почитали мощи не прп. Амвросия Оптинского а прп. Иосифа (ошиблись могилами при обретении), так просто молча поменяли их местами, и так же молча изменили в календаре дату обретения мощей прп. Амвросия... Со "свирскими останками" - также всё молча (молча замяли)...

Reply

ludenhoff September 22 2012, 07:47:39 UTC
А что за история со свирскими останками?

Reply

fr_hamlet September 22 2012, 09:15:27 UTC
в сообществе, кажется, это когда-то обсуждалось. может даже тэги есть. питерские участники побробнее могут рассказать.

а так - дело в том, что в нач ХХ в. мощи прп. Александра Свирского освидетельствовались, и тогда в протоколах записали, что они - тленные, т.е. там были косточки. а сейчас нам нечто нетленное для почитания предлагают... к тому же, нет никаких документов, которые бы наглядно и достоверно прочерчивали путь мощей из разорённой обители в музей военно-медицинской академии. а всё было основано, кажется, на видении какой-то монахини. и вл. Константин Тихвинский (тогдашний ректор СПбДАиС), когда осматривал мощи, обратил общее внимание на сильный запах формалина от них...

Reply

ludenhoff September 22 2012, 09:18:57 UTC
Ясно, спасибо.

Reply

fr_hamlet September 19 2012, 22:13:58 UTC
я, кстати, когда услышал, сразу подумал о свт. Василии Кинешемском.

// канонизационные акты Церкви необратимы//
история Русской Церкви показывает, что обратимы в обе стороны... (это не к тому, что сие хорошо). а может они, последуя отцам 2-го Ватикана, низвели их в местночтимые?

Reply

dolzhnik September 20 2012, 03:19:40 UTC
А что со святителем Василием не так?!

Reply


Leave a comment

Up