Подборка открытых писем "Паоло Веронезе"
Редактор Ю.К. Бойтман, художник Т.А. Лисенко
Подписано к печати 12\11\1958 Изд. №443. Тираж 75000.
Тип. №3 им. Ивана фёдорова. зак. №620. Цена 2 р.
Сопроводительная статья:
"Паоло Калиари, прозванный Веронезе, принадлежит к числу самых значительных итальянских художников позднего Возрождения. Его жизнь и творческая деятельность связаны с Венецией, единственным городом, который сохранил свою свободу, богатства и республиканский строй среди непрерывных войн, разорения и нашествий, обрушившихся на Италию в XVI веке.
В то время, как культура большинства итальянских городов клонилась к упадку под все усиливающимся натиском феодально-католической реакции, Венеция долго еще оставалась центром, продолжавшим хранить лучшие традиции Возрождения. Венецианские художники обогатили мировое искусство многими прекрасными памятниками живописи. Немалая заслуга в этом принадлежит Веронезе.
Уроженец Вероны (род. в 1528 г.), Веронезе переселился в Венецию в 1555 г. и вскоре стал наряду с Тицианом и Тинторетто одним из ведущих художников города. Отличительная особенность венецианской школы живописи - яркий, жизнерадостный колорит - является характерной и для искусства Веронезе.
Мастер монументально-декоративных росписей, Веронезе умело решал задачи сочетания живописи с архитектурой. Ему принадлежат многочисленные росписи во Дворце Дожей, в библиотеке Сан Марко, в церкви св. Себастьяна и других зданиях Венеции.
Хранящаяся в Эрмитаже „Диана" из Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (около 1560 г.) является, вероятно, эскизом к декоративным фрескам загородной виллы Мазер и дает представление об этой области творчества Веронезе. Художник проявил в ней мастерское владение рисунком и композицией, достиг исключительной пластической выразительности форм. Помещенная в иллюзорно изображенную нишу, фигура кажется нам объемной и окруженной свето-воздушной средой. Сочетание золотистых волос, нежных розоватых и голубых одежд и светлых, напоминающих по цвету слоновую кость ниш придают особое очарование этим небольшим картинам.
Создавая произведения на религиозные темы, Веронезе трактовал их, как события, происходящие в реальной действительности. В больших многофигурных композициях, таких как „Пир у Симона фарисея" и „Брак в Кане" (Париж, Лувр) или „Пир в доме Л е в и я" (Венеция, Академия) и др., отразилась жизнь современной художнику Венеции с ее пышными пирами и празднествами. Слишком светский характер религиозных картин навлек на Веронезе преследования со стороны инквизиции.
В „Поклонении волхвов" (Эрмитаж, нач. 1570-х гг.), где действие развертывается на фоне голубого неба и величественных построек с колоннадами и арками, на первом плане мы видим волхвов в экзотических ярких одеждах. Людей в восточных кафтанах с тюрбанами на головах Веронезе мог видеть на улицах Венеции, в которую съезжались купцы из разных стран. Он попытался даже изобразить редкое для Венеции животное - верблюда. Вся сцена написана чистыми, звучными красками, насыщена солнечным светом, причем великолепное чувство цвета, как всегда у него сочетается здесь с точностью рисунка и пластичностью форм.
Жизнеутверждающий реализм Веронезе, его интерес к человеку и окружающему миру особенно ярко проявился в картинах, подобных „Семейству Куччина перед мадонной" (ок. 1571 г., Дрезденская галерея). По сути дела, это групповой портрет членов патрицианской семьи на фоне их собственного дворца, виднеющегося в глубине на берегу канала. Семейство Куччина предстает перед мадонной в полном составе, сопровождаемое детьми, слугами и даже любимой собачкой. Аллегорические фигуры добродетелей - Вера, Надежда и Милосердие - стоят рядом с людьми. Картина празднична и декоративна. Сверкание роскошных одежд - шитой золотом парчи, шелков, бархата - рядом с колоннами из цветного камня позволило художнику во всем блеске показать свой колористический талант, богатство и разнообразие своей палитры.
Веронезе создавал и индивидуальные портреты, примером чего может служить „Мужской портрет" из собрания Эрмитажа (ок. 1570 г.). Точная передача черт лица сочетается здесь с высокими колористическими достоинствами. Однако портретам Веронезе не свойственно глубокое проникновение в психологический мир человека, художник ограничивается обычно внешней характеристикой модели.
О декоративном мастерстве Веронезе свидетельствует большая картина „Обращение Савла" (ок. 1570 г. Эрмитаж). Темой для нее послужила легенда о Савле, противнике Христа, который однажды отправился в Дамаск для подавления тамошних христиан. Неожиданно он был ослеплен ярким светом, упал с коня и услышал обращенный к нему с неба голос. С тех пор, согласно легенде, он уверовал и стал последователем Христа, апостолом, приняв имя Павла. Яркость красок, динамичные повороты многочисленных фигур (сильное впечатление производит фигура лошади, вставшей на дыбы и словно выскакивающей из картины) говорят о размахе, с которым работал художник, о его виртуозном владении кистью.
В последний период творческой деятельности Веронезе мы замечаем в его картинах настроения скорби, грусти и горечи, быть может связанные с тяжелыми испытаниями, обрушившимися на Италию в эту эпоху. Теперь уже не праздничная, а трагическая сторона жизни отражается в его произведениях.
Печалью проникнута замечательная картина „Оплакивание Христа" (между 1576-1582 гг., Эрмитаж), исполненная для церкви Сан Джованни и Паоло в Венеции. Веронезе отказывается здесь от яркой, парадной многофигурной композиции. Он изображает всего трех действующих лиц, а вместо интенсивной красочной гаммы своих ранних работ пользуется сдержанными, мягкими тонами. Его художественный язык становится лаконичным, он добивается большей выразительности и исключительной глубины образов. .Оплакивание" - одно из самых волнующих и поэтичных произведений художника. Веронезе умер в 1588 г. в Венеции. Его творчество было завершающим этапом развития венецианского искусства эпохи Возрождения.
Веронезе создал множество живописных произведений, хранящихся в различных музеях мира, а также во дворцах и церквах Венеции и других городов Италии. В настоящую подборку включены только те произведения, с которыми советский зритель мог ознакомиться в музеях Ленинграда, а также на выставке картин Дрезденской галереи в 1955 г.
И. Григорьева"