Бельгийский живописец и скульптор Константин Менье.
Это - его знаменитый "Грузчик". Бронза. 1893.
Под катом - набор "К. Менье. Открытки". "Изогиз". 1958. 12 открыток. Цена 1 р. 80 к.
Завтрак служанки
Индустриальный вид в Боринаже
Разгрузка парусника
Возвращение из шахты
Молотобоец
Старая лошадь
Человек, пьющий воду
Пудлинговщик
Зовущая откатчица
Индустрия
Антверпенский грузчик.
Шахта
Сопроводительная статья:
"...
Величайший художник и скульптор Бельгии Константин Менье известен советским зрителям как мастер, один из первых в мировом искусстве воплотивший образ человека труда - пролетария.
Менье жил и работал в капиталистической Бельгии в ту эпоху, когда страна вступила в полосу бурного развития индустрии. Менье мог видеть невероятную тяжесть труда и героизм просчых тружеников - рабочих. Утверждение величия их повседневного труда становится ведущей темой живописных и скульптурных работ Менье. Творчество Менье-живописца формировалось в тот период, когда в Бельгии работала целая группа художников-реалистов. Для них был характерен интерес к жизни простых людей из народа, темам быта. Этому интересу способствовало также знакомство с творчеством выдающихся художников-реалистов Франции Курбе н Милле, картины которых экспонировались на выставках в Брюсселе.
Выставка бельгийского искусства в СССР в 1956 го¬ду познакомила с характерными произведениями Менье и с различными периодами его творчества.
Уже в ранних картинах поиски художника направлены прежде всего на выявление значительности и достоинства образа простого труженика, а не на изображение бытовых деталей. К таким сравнительно ранним картинам можно отнести «Завтрак служанки», где намечаются все основные черты Менье-живописца.
Привлекает образ молодой женщины, в котором поэтичность соединяется со сдержанной простотой и скромностью.
Художник сосредоточивает все внимание на ее фигуре, выступающей силуэтом на фоне светлой стены, скупо передавая обстановку помещения.
В начале 80-х годов Менье совершает поездку по угольным районам Бельгии, попадает в один из крупнейших угольных центров - «страну шахт» - Боринаж. Он пишет, что «был поражен этой дикой и трагической красотой».
Природа Боринажа, поразившая Менье, привела его к созданию индустриальных пейзажей, в которых широта и грандиозность ощущения природы естественно сливаются с темой труда и созидания («Индустриальный вид Боринажа»). Пейзажи Менье отличаются от произведений его современников суровым пафосом и эпической силой.
В этот период окончательно формируется творчество мастера, он находит своих героев среди шахтеров и грузчиков.
Менье создает серию картин, посвященных шахтерам.
«Возвращение из шахты» - один из поздних вари¬антов этой темы. На фоне величественного пейзажа с дымящимися вдали трубами и шахтерским поселком на переднем плане спокойно и уверенно движется группа шахтеров. В их лицах и позах ощущение силы и независимости, чувства собственного достоинства. Идущий в центре шахтер с вырисовывающимся подобно античной модели профилем воплощает в себе героизм и величие образа человека труда - основную идею картины.
Стремление к монументальному решению темы видно даже и в таких небольших полотнах как эскиз к картине «Разгрузка парусника».
С середины 80-х годов Менье начинает работать и как скульптор, часто используя темы и композиции, найденные им в живописи.
«Молотобоец» - первая из известных скульптур Менье, появившаяся на выставке в 1886 году в Париже, поражает зрелостью мастерства.
Скульптура «Пудлинговщик» - одна из самых экспрессивных работ Менье. Она построена на ассиметричном расположении различных частей тела и большой пластической обобщенности; неудобна поза сидящего, тяжело свисает рука с огромной кистью. Широко раскрыт рот и запавшие глаза передают состояние крайнего изнеможения этого массивного, нескладного и почти отупевшего от работы в невыносимых условиях человека.
Менье писал, что «скульптура по существу есть, прежде всего, искусство монументальное». Это высказывание не было просто теоретическим положением - любая скульптура Менье, в каком бы размере она ни была выполнена, всегда производит впечатление монументальной. Даже такая небольшая, казалось бы, чисто жанровая работа, как «Человек, пьющий воду» привлекает широтой и обобщенностью в трактовке скульптурных форм, выражающих значительность образа рабочего. В равной мере это относится и к скульптуре «Зовущая откатчица», где свободная непринужденность позы прекрасно передает молодой задор и энергию шахтерки.
Не менее крупным мастером проявил себя Менье и в области рельефа. Круг тем и стремление воплотить их в монументальных формах остались те же, что и в круглой скульптуре. Наиболее известны рельефы, выполненные для «Памятника труду» (Памятник так и не был закончен Менье. Он был завершен уже после смерти скульптора и поставлен в 1930 году в Брюсселе.)
В композиции рельефа «Индустрия» Менье показывает упорный, напряженный труд литейщиков, объединив рабочих в их общем усилии в решающий момент плавки. Скульптор хорошо справляется с пространственным решением рельефа, давая четкие переходы от почти круглой скульптуры фигур на переднем плане к низкому рельефу фона, тонко используя свой любимый материал - бронзу. Профили двух рабочих (справа) составляют наиболее прославленную часть композиции и стали как бы символом труда, выражающим основную тему рельефа - индустрию
В рельефе «Шахта» изображена работа в забое. Однако этот рельеф уступает как по напряженности и ритму, так и в целостности композиции предыдущему.
В образе грузчика Менье удалось воплотить свой идеал человека.
Можно было бы проследить, как постепенно приходит скульптор к наиболее обобщенному и героизированному варианту («Грузчик»). Уже знакомая по другим произведениям лоза здесь приобретает свою законченную, можно сказать, классическую форму. Одежда грузчика, представляющая большие трудности для передачи в скульптуре, превращена Менье в необходимый пластический элемент. Так возникает образ огромной внутренней силы, в котором уверенность и большое человеческое достоинство сочетаются с суровой простотой и героизмом, раскрывающий безграничные возможности человека труда.
Большая заслуга Менье состоит в том, что он в ту эпоху нашел положительные идеи и сумел воплотить их в героических образах людей труда, которым принадлежало будущее, чего не смог добиться ни один из его современников-скульпторов в западноевропейском искусстве.
Искусство Менье - ценное наследие для всего прогрессивного искусства нашей эпохи.
О. НИКИТЮК
..."