Оригинал взят у
gusev_a_v в
Промысловая кооперация в «эпоху Сталина»… За пару последних лет мне в личку поступило несколько десятков писем с просьбами подробнее рассказать о работе промартелей, промкооперативов, о зарплатах в них, использованием их доходов и т.п.
Вероятнее всего, большинство спрашивающих - студенты и аспиранты, которым лень самим собирать материалы по теме. Но есть, уверен, и люди, которым эта тема интересна по-настоящему. Поэтому я решил написать небольшую серию постов, посвященных специально этой теме.
Лично меня интерес к этой теме не удивляет.
Работа местной промышленности, а в особенности - промысловых кооперативов и кустарей - одно из «белых пятен» истории советского периода. Поэтому о них следует сказать особо. В памяти нынешнего поколения сохранился образ социализма, который предшествовал распаду Советского Союза: преобладание уравнительной системы заработных плат, подавление частной инициативы, осуждение рыночной торговли, господство государственной промышленности, работающей по планам…
Организация промышленности в начале 40-х годов XX века и в годы Великой Отечественной войны имела свои особенности.
В Первоуральске, например, в начале 1941 года существовали такие крупные предприятия как Новотурбный завод, Старотрубный завод, хромпиковый завод, динасовый завод и др. Эти предприятия являлись предприятиями государственными. Управлялись они соответствующими управлениями соответствующих наркоматов. Например, Новотрубный завод в начале 1941 года считался государственным, союзным заводом главного управления трубной промышленности наркомата черной металлургии СССР. Кроме того, существовали, так называемые, предприятия местной промышленности. Они управлялись наркоматом местной промышленностью не напрямую, а опосредованно: народный комиссариат РСФСР - краевой (областной) отдел местной промышленности - отдел местной промышленности районного исполнительного комитета или городского совета - предприятие.
Преимуществом предприятий местной промышленности было то, что первоуральский горсовет и горисполком мог влиять на открытие тех или иных, нужных территории предприятий, а так же на выпуск нужной району продукции.
И, наконец, третью, наименее известную современным читателям категорию промпредприятий составляли промысловые кооперативы - промартели. В Первоуральске накануне войны наиболее важных артелей было девять: «Горпромкомбинат», артель им. Тельмана (находилась в районе пивзавода), артель «Прогресс» (в Трудпоселке), артель утиль «Искра», гужтранспортная артель (находилась в районе лыжной фабрики), артель «Промкомбинат» (на месте магазина «Строинтерьер»), артель пищевая «Искра» и артель «Красный сапожник» (на ул. Чекистов).
По названию артели в известной степени можно судить и направлению деятельности артели. Например, артель «Утиль «Искра» изготавливала до войны брезентовую обувь, детские тапочки , артель им. Тельмана шила кепки мужские, одежду из тканей, изделия из трикотажа, занималась ремонтом одежды…
За апрель-май 1939 года артель имени Тельмана сшила пальто и полупальто - 74 штуки, костюмов мужских -250 штук, брюк - 95 штук, платьев детских - 221 штука, юбок - 48 штук, блузок женских - 126 штук, толстовок и гимнастерок - 39.
Нужно отметить, что артель шила одежду в основном не в свободную продажу, а под заказ. Всего за 2 упомянутых месяца артель выполнила 814 заказов.
Швейная артель поселка Динас изготавливала пальто, костюмы, детское белье.
Самым «злачным» местом в Первоуральске накануне войны тоже была артель - «Искра» пищевая. Эта артель имела в городе кафе-закусочную, которая работала до глубокой ночи . Здесь не редко собирались «крутые» той поры, случались драки и даже поножовщина.
Однако почти все промартели были можно сказать «многопрофильными». Так гужтранспортная артель не только занималась грузоперевозками по заказам предприятий и граждан, но и производила телеги, сани, упряжь. О размерах этой артели можно судить, хотя бы потому что она имела в 1939 году 10 мастерских в которых трудились более 100 членов .
Разные цеха имела артель «Промкомбинат». Так газета «Под знаменем Ленина» критиковала:
«Промкомбинат за 1-е полугодие 1939 года дала 998 стульев, табуреты, кадки, пестики, скалки, рамки и т.д. Однако в «Промкомбинате» не работает цех точной механики. Чтобы отремонтировать швейную машинку, часы, примус - нужно ехать в Свердловск или обращаться к частнику».
Следует отметить, что до самого начала войны промартели в Первоуральске активно развивались. Артель «Трудовик» завершила строительство нового сборочно-малярного цеха.
Работали промартели, руководствуясь Постановлением ЦИК и СНК СССР от 23 июля 1932 г.
Согласно этому документу артель (товарищество) самостоятельно распоряжалась собственными оборотными средствами и имуществом. Имела банковский счет, изготовляемая артелью продукция из сырья своей заготовки реализовывалась на рынках, базарах, а также государственным и кооперативным организациям. Если продукция изготавливалась из сырья предоставленного государством, то реализовываться она должна была только через государственные или кооперативные торгующие организации.
На практике даже в случае изготовления продукции из сырья, предоставленного государством, по договору артель могла составлять часть продукции себе, для продажи этой продукции на рынке.
Помимо установленных расходов в каждой артели на заработную плату, дополнительно решением общего собрания артели до 20 процентов чистой прибыли могли быть распределены в качестве добавочного вознаграждения членов артелей.
После начала Великой Отечественной войны работа артелей существенно изменилась…
Но об этом, если народу интересно, напишу в другой раз.