Голод 1932-33 годов в сельской местности юго востока Кировоградской области (в современных границах)

Mar 21, 2012 10:01


И так, продолжаем разбирать вопрос о смертности в 1932-33 годах в Днепропетровской области в границах 1933 года ( здесь , здесь и здесь ). Напомним читателям еще раз, что в эти годы область занимала бОльшую территорию а, в результате последующих административно-территориальных реформ, часть территорий отошли другим областям. Несколько районов на севере впоследствии вошли в состав Кировоградской области: Долинский, Новгородковский (в 1933 году территория района входила в состав Новопражского района Днепропетровской области, здесь не учитываются сельрады, бывшие в составе Одесской области), Петровский (в 1933 году территория входила в состав Пятихатского района Днепропетровской области) и Александрийский (в результате реформ в состав этого района вошла часть сельрад Новопражского района).

И так, открываем книгу памяти по Запорожской области Національна книга пам’яті жертв Голодомору в Україні. Кіровоградська область. - Кіровоград: ТОВ «Імекс ЛТД», 2008. - 920 с.. И начинаем тихо изумляться.

Сначала о положительном. В книге прекраснейшим образом проведено сопоставление современных административно-территориальных единиц с таковыми на 1932-33 год. Практически безупречно. Современные районы очень легко сопоставляются с районами того времени. Правда, мартиролог представлен по населенным пунктам, но посчитать число умерших по сельрадам очень легко, поскольку последние привязаны как к современным районам области, так и районам 1932-33. Собственно говоря, на этом положительные моменты заканчиваются, и начинается феерия.

И так, открываем страницы по Долинскому району (с. 141 - 142) и читаем (перевод наш): «…В 1932-33 годах, когда от голода вымирали целые семьи и села, в Долинском районе в соответствии с директивой обкома партии был внедрен новый бланк отчетности райкомов об умерших и фактах людоедства. Эту отчетность они называли отчетностью о состоянии скота в районе. Так, например, сколько скота закуплено у населения, означало - сколько умерло. А пункт: сколько болеет ящуром - это факты людоедства…» Занавес. Зрители в шоке.

Люди добрые, и это пишется в сборнике, претендующем на научность, рецензированном двумя кандидатами (философских и исторических) наук. Ни ссылку на архивные легенды, на основании каких документов (где эта директива, господа составители?) сделан такой вывод, ни вообще какой-либо ссылки (например, на фантазию маразматический бред показания очевидца) не дано вообще. В разделе «Документы» ничего похожего найти не удалось (кстати, сам раздел весьма скуден, но кое-что там интересное есть, особенно о несовершеннолетнем бандите-людоеде).

Да, кстати, товарищи ihistorian и lost_kritik, теперь Вы должны знать, что ежели вы публикуете статистику по мясозаготовкам, конкретно - закупкам мяса у населения, то на самом деле - это статистика смертности по селам. О ветеринарной статистике вообще молчим. Если под заболеваемостью ящуром кроются факты людоедства, то, что кроется под заболеваниями сапом, бруцеллезом и сибирской язвой - даже страшно подумать.

Читаем дальше (с. 143) данные по одному из сел (перевод наш): «… В 1932-1933 годах в селе был голод. До голода 1932 года в селе 1140 дворов и проживало 3965 жителей. После 1933 года в селе осталось 990 дворов и 2956 жителей …» Просто прекрасно. Откуда данные - ссылки нет. Как понимать фразу «до голода 1932 года» - совершенно непонятно. Это с 1 января, с 1 мая, с 25 августа или с 31 декабря 1932 года? Ладно, с датой, с какого месяца считать? Или составители книги полагают, что голод в 1932 году начался аккурат 1 января? А почему не «мартобря 86 числа»? Тоже самое с фразой «после 1933 года». Это как? 1941 год - это тоже «после 1933 года». Ладно, Бог с ними с датами, пускай это будет период с 1 января 1932 по 31 декабря 1933 года. Допустим. Вот только как понимать слово «осталось»? Или авторы полагаю, что эта самая 1000 с нескольким человек - исключительно умершие? При чем, умершие исключительно от голода?? Что никого из села не выслали или не посадили как кулака или «врага народа», что никто из села не подался на ближайшую «стройку социализма», благо их недалеко в той же Днепропетровской области было достаточно??? Вот такой вот образец «научности».

Но и это еще не все. Вот скажите, уважаемые читатели. Вам приходит распоряжение - посчитать число умерших от голода. Архивных документов нет. Действительно, на три современных района Кировоградской области (Долинский, Новгородковский и Петровский) составителями мартиролога обнаружено три записи в книгах смерти - 1 умерший по неуказанным причинам по Ивановской сельраде Долинского района и 2 умерших от истощения по Новостародубской сельраде Петровского района.

Как быть. «Центр» требует «вал по плану». И кировоградские «исследователи» дают «план по валу». Правильно. У нас есть «свидетельства очевидцев». Например, на всю Запорожскую область нашлось свидетельств на 217 человек плюс «пять семей». Повторимся, на всю область. Но на Кировоградчине пошли дальше. И возникло волшебное слово «поисковики».

Уважаемые читатели. Не поймите превратно, но здесь может быть исключительно ОЧЕНЬ уважительное отношение к поисковым организациям (за редким исключением, конечно). Тем более что непосредственная связь с поисковыми делами имеется. Знания о том, что это такое - поднять погибшего бойца Великой Отечественной войны, получены путем личного опыта. На основе личного же опыта имеется представление, что такое УСТАНОВИТЬ ИМЯ ПОГИБШЕГО. Если на сотню «поднятых» бойцов получается установить хотя бы одну личность, - это вообще превосходно. В связи с чем, эти самые «поисковики» стали настоящим шоком. До тех пор, пока, отойдя от шока, не пришлось вчитаться внимательно в текст. И наступило понимание, что это за «поисковики». Поясняю ситуацию. Тетенька учительница сельской школы в связи с директивой районо совершенно добровольно дает задание детям написать сочинение на тему опросить родственников что я делал летом, кто в семье умер от голода в 1932-33 году. «И тут Остапа понесло»…

На Долинский район «установлено» 915 лиц «умерших от голода», На Новгородковский - 432, на Петровский - 291, на Александрийский - 1142, включая город Александрию. Запорожские историки нервно курят в сторонке. «Поисковики» сельских общеобразовательных школ - это сила. В мартирологе списки «установленных поисковиками» на одну фамилию - идут потоком. И, самое главное, все это считается абсолютно достоверным. А вот реально это проверить …

… можно. По Александрийскому району. Есть населенные пункты, в которых худо-бедно, но архивные данные по книгам умерших сохранились. Понятное дело, что они далеко не всегда полные. Но, тем не менее, «данные поисковиков» можно сопоставить с сохранившимися архивными данными по книгам умерших.

Бандуровская сельрада, с. Бандуровка, «поисковики установили» 18 человек. Сохранилось 10 архивных записей. Ни одна не совпала. С. Ясиноватка, «поисковики установили» 18 человек. Сохранилось 48 архивных записей. Уже лучше. Совпала одна фамилия - человек умер в 1932 году «от старости», что для лица 62 лет от роду вполне объяснимо.

Дивочепольская сельрада, с. Трудовка, «поисковики установили» 5 человек. Сохранилось 37 архивных записей. Ни одна не совпала.

Михайловская сельрада, с. Михайловка, «поисковики установили» 6 человек. Сохранилось 54 архивных записи. Ни одна не совпала.

Недогарская сельрада, с. Недогарки, «поисковики установили» 3 человека. Сохранилось 124 архивных записи. Ни одна не совпала.

Александровская сельрада, с. Ворошиловка, «поисковики установили» 189 (sic!) человек. Сохранилось 31 архивная запись. Из них однозначно совпало 3 (три) - двое умерло в 1932 году, причина не указана и только один (ребенок) умер в 1933 году с диагнозом дизентерия и истощение. Также три совпало весьма верятно, двое детей умерло в 1932 году - дифтерия и диагноз отсутствует и один взрослый в 1933 от крупозного воспаления легких.

Попельнастевская сельрада, с. Попельнасте, «поисковики установили» 82 человека. Сохранилось 141 архивная запись. Однозначно совпало 3 (три) - все трое умерли от воспаления легких (один - в 1932 году).

Протопоповская сельрада, с. Березовка, «поисковики установили» 11 человек. Сохранилось 54 архивных записи. Ни одна не совпала.

Червонокаменская сельрада, с. Червона Каменка, «поисковики установили» 342 человека (это вообще ппц!). Сохранилось 298 архивных записей. Однозначно совпало двадцать восемь и еще восемь - весьма вероятно. Из них - только один (взрослый) умер в 1933 году с диагнозом истощение и еще двое детей возрастом до года с диагнозом диспепсия (один - в 1932 году). Остальные 33 человека - туберкулез, воспаление легких, воспаление почек, «порок сердца» (подавляющее большинство людей с таким диагнозом - старше 50 лет) и даже (sic!) эпилепсия. Да, еще один ребенок от энтерита.

Наконец, Счастливская сельрада, с. Овнянка. Единственный случай. «Поисковики установили» 25 человек, сохранилось 95 архивных записей. Однозначно совпало шестнадцать и еще три - весьма вероятно. Практически идеально для такого рода работы. Из них - десять человек умерло в 1933 году с диагнозом ГОЛОД. Остальные - диагнозы с голодом никак не связаны (из них двое - в 1932 году). Кстати, именно для этого села видна, можно сказать, классическая трагедия того времени, четко прослеживаемая по именам и отчествам. Умирает отец с диагнозом «разрыв шва после операции» (надорвался мужик от работы) - и буквально через месяц-два умирают дети от голода, и, возможно, супруга.

Вот такая вот проверка. На 10 сел - только в одном можно говорить о вменяемой поисковой работе. Причем по оставшимся 9 селам на 674 «установленных поисковиками» можно говорить о совпадении 47 имен, из которых только 4 (четверо) однозначно идентифицируются как умершие от голода. «Точность» интересующиеся могут посчитать сами.

Могут, конечно, быть возражения насчет «недоучета». В более чем 600 человек по 9 селам, ага. «Свежо предание - да верится с трудом». Хорошо. Есть же еще город Александрия, где «поисковики установили» 52 человека «умерших от голода». Это не село - это городской учет. Сохранилось 1569 архивных записей за 1932-33 года. Сколько совпало?.. Четыре однозначно и еще пять - весьма вероятно. Из которых один умер в 1932 году, а двое - по с. Новопилиповка, которое в 1932-33 году относилось к Александрийской городской раде, а в настоящий момент вошло в состав г. Александрия. А сколько из совпавших умерло от голода по архивным записям? Двое от истощения (один по Новопилиповке), еще двое - от дизентерии и один - от отравления.

«Недоучет» или «фальсификации»? Ага, как же. Двести пятьдесят семь (20,5%) умерших от истощения и слабости по городу в 1933 году при семи умерших без указания диагноза.

На вопрос, как это назвать - думаю, ответ понятен. Комментарии излишни.

Более-менее вменяемая статистика смертности за 1932-33 года, таким образом, имеется исключительно по современному Александрийскому району (в 1932-333 году - часть Новопражского района и сам Александрийский район). Посмотрим, на имеющиеся данные.

По данным мартиролога всего за два года подтверждена смерть 2551 человека. При этом по 1932 году 907 смертей, а по 1933 - 1644. Ремарка: уважаемые критики, напоминаю, что я тоже могу ошибаться, поэтому, если кто при пересчете получит цифры, не совпадающие с моими с точностью до человека - учитывайте это. Превышение составляет 1,81. При оценке по средневзвешенным на сельраду с учетом динамики смертности дает превышение 1,91. Однако, оценка по 12 сельрадам, для которых недоучет по динамике не просматривается, превышение - 2,53. Скорее всего, это и есть максимальная оценка превышения смертности в 1933 году. Сравнимо со смертностью в Днепропетровской области в современных границах.

По возрастным группам наблюдается следующая картина:

до 1 года 1 - 10 11 - 16 17 - 50 старше 50 нет данных
1932 124 254 23 173 323 10
13,7% 28,0% 2,5% 19,1% 35,6% 1,1%
1933 22 425 154 615 404 24
1,3% 25,9% 3,4% 37,4% 24,6% 1,5%
1933/32 0,18 1,67 6,70 3,55 1,25 2,40

И так, картина сходная с таковой по Днепропетровской области в современных границах, за исключением резкого падения числа смертей по младенческой группе. Которое, опять же, очень хорошо объясняется резким падением рождаемости по селам Днепропетровской области в 1933 году. Возможно, оно по Александрийскому району было экстремально высоким.

Причины смертности. В 1932 году число неуказанных причин смертей по району по данным мартиролога составило 418 (46%) случаев, а в 1933 - 742 (45%). Превышение в 1,8 раза. Картина, опять же, аналогичная Днепропетровской области в современных границах (в долях от числа зафиксированных смертей). И, как и для Днепропетровской области никакого факта сокрытия умерших от голода под видом «неизвестных причин» не просматривается. На сколько выросла смертность - на столько и выросло число умерших по неуказанным причинам. И связанно это, как и объяснялось ранее, со слабым развитием в то время медпунктов на селе.

Как и для Днепропетровской и Запорожской областей, в мартиролог по Кировоградской области попали погибшие в результате насильственной смерти, трагических обстоятельств и самоубийства. Таких случаев по Александрийскому району зафиксировано в 1932 году было 22 (2,4%), а в 1933 - 41 (2,5%). Превышение, снова, в 1,86 раз, а доли - схожи с таковыми по Днепропетровской области.

Инфекционные болезни. В мартирологе по Александрийскому району умерших от инфекционных заболеваний в 1932 году насчитывается 192 человек (21,2), а в 1933 - 221 (13,4%). Картина - аналогичная Днепропетровской области в современных границах.

Приведем статистику смертей от ведущих болезней

1932 1933 1933/32
Воспаление легких 73 8% 81 5% 1,1
Туберкулез 37 4,1% 70 4,3% 1,89
Простуда 23 2,5% 22 1,3% 0,97
Тиф 14 2,5% 12 1,3% 0,86
div align="justify"> И так, четко видно, что в 1932 году в Александрийском районе на селе (как и по Днепропетровской и Запорожской областям) наблюдалась эпидемия пневмонии и туберкулеза. Кстати, по туберкулезу в 1933 году наблюдается рост умерших в 1,89 раз. Динамика по другим заболеваниям несколько отличается от таковой по вышеуказанным областям. Но, самое важное, что нужно отметить - по району не наблюдается роста инфекционных болезней в связи с голодом. Так что, господа, «голодоуморы», пожалуйста, не прописывайте смертность от инфекционных болезней (за исключением, отчасти, туберкулеза) как «смертность вызванную голодом».

Смертность от других заболеваний и других причин (смерть при операциях, рожениц, гангренах и т.д.) по Александрийскому району составляет 113 (12,5%) в 1932 году и 170 (10,3%) в 1933 году. Рост составляет в 1,5 раз. Ведущей причиной смертности являются сердечнососудистые заболевания - 53 (5,8%) и 113 (6,9%) на 1932 и 1933 года, соответственно. Т.е., как и по Днепропетровской и Запорожской областях наблюдался рост смертности от сердечнососудистых заболеваний.

Отдельно следует отметить умерших по возрасту - в качестве причины указано «старость». В 1932 году их отмечено 120 (13,2%), а в 1933 - 134 (8,2%). То есть и под видом смертности «от старости» никто по александрийскому району умерших от голода не скрывал. Более того, в отличие от Днепропетровской и Запорожской областей в Александрийском районе роста смертности от старости не наблюдается.

И, наконец, остались причины, связанные непосредственно с голодом. Графу «Питание» следует понимать как смертность от «авитаминоза» (так указывалось в причинах смерти) и различные отравления суррогатами.

1932 1933 1933/32
Понос 5 0,6% 5 0,3% 1,0
Желудочно-кишечные 17 1,9% 43 2,6% 2,5
Питание 1 0,1% 1 0,1% 1,0
Истощение, слабость 0 - 150 9,1% -
Голод 2 0,2% 125 7,6% 62,5
Диспепсия 16 1,8% 10 0,6% 0,63
Отеки 1 0,1% 1 0,1% 1,0
Малокровие 0 - 1 0,1% -

И так, ничего на местах не скрывали и ничего не боялись писать - в качестве причин смерти указано «голод», «истощение», что трактуется абсолютно однозначно.

В 1932 году в Александрийском районе имели место факты смертности от голода. Особенно среди младенцев (диагноз «диспепсия»). Однако это явление никак нельзя назвать «массовым голодом» - 2% зафиксированных смертей. В общем не было в 1932 году в Александрийском районе «голодомора», но по отдельным селам факты голода были.

Опять же, Сигизмунд Сигизмундович, ау, где отеки? Где «мор без голода»?

Наконец, смертность в 1933 году в Александрийском районе от голода по относительным показателям схожая с таковой по Днепропетровской области в целом. Цифры отличаются только в том, что в Днепропетровской области предпочитали в актах писать «истощение», а в Александрийском районе, как и в Запорожской области - указывали прямо «голод».

Динамика смертности по району.




Картина никак не похожа на таковую по Запорожской области - пик смертности смещен на май месяц, в отличии от мартовско-апрельского пика по Запорожской области. И совсем уж динамика не укладывается в общеукраинскую. Откровенно говоря, возникает подозрение, что смертность в 1933 году напоминала приливную волну. Начавшись на юге в марте, она постепенно продвигалась на север. Очень напоминает либо пандемию, либо - спланированную акцию. В любом случае, это нужно проверять по другим обласятм (очень жаль, что по мартирологу Днепропетровской облсти проверить не получается).

В общем, подводим итоги смертности от голода в Александрийском районе Кировоградской области (в современных границах):

1. По нашим оценкам непосредственно от голода в 1932 году по селам района зафиксировано максимум 19 смертей (3,9% от зафиксированных смертей, для которых указаны причины). «Скрытая» смертность составляет еще 16 человек. Общая смертность от голода по селам составляет те же 3,9 % от общего числа умерших по данным мартиролога, что и по Днепропетровской области. Исходя из смертности на селе в 1932 году 17,99 смертность от голода по селам Александрийского района в 1932 году составляет 0,7 на 1000 человек. Больше, чем по Днепропетровской или по Запорожской областях. Но ни «крестьяноцид», ни «голодомор» никак не просматривается.

2. По нашим оценкам непосредственно от голода в 1933 году по селам района зафиксировано максимум 288смертей (31,9% от всех зафиксированных смертей, для которых указаны причины). «Скрытая» смертность от голода составляет еще 237 человек из числа тех, для кого причина смерти не была указана. Общая смертность от голода по селам Александрийского района составляет 31,9 % (выше, чем для Днепропетровской и Запорожской области). Исходя из смертности по селам в 1933 году 52,89, смертность от голода по селам Александрийского района в 1933 году составляет 16,87 на 1000 человек (по Днепропетровской области - 14,3, по Запорожской - 13,5). выше, но не принципиально.

3. Смертность от последствий голода по селам Александрийского района в 1933 году составляла 100 человек (превышение смертности от дизентерии, желудочно-кишечных и сердечнососудистых и мочеполовых заболеваний) или 11% от числа зафиксированных смертей. «Скрытая» смертность от последствий голода - 82 человека. Общая смертность от последствий голода составляет 11%. Исходя из смертности по селам в 1933 году 52,89, смертность от последствий голода по селам Александрийского района в 1933 году составляет 5,8 на 1000 человек (по Днепропетровской области - 5,3 по Запорожской - 3,8). Опять же, выше, но не принципиально..

крестьянство, сельское хозяйство, 1928-1933, 1930-е

Previous post Next post
Up