Slow Parenting - “медленное” воспитание. Две точки зрения

Jun 28, 2016 10:48

Поскольку движению Slow Life уже 30 лет, «медленные родители» давно вовлекают в него своих детей и внуков. Принципы «медленного воспитания» (Slow Parenting) сформулировал для родителей Карл Оноре в книге «Под давлением: спасите наших детей от гипервоспитания», вышедшей в 2008 году. Он рекомендует поощрять у детей самостоятельное исследование мира и стремление к гармонии. При этом родители должны избегать соблазна торопить детей и при выполнении небольших заданий, и на длинной жизненной дистанции. Еще раньше возникли сети частных школ, работающих на принципах более медленного - и более качественного - образования (Slow Education). Так, девиз одной из британских «медленных» частных школ: «Образование - путешествие, а не гонка».

Испания:
Вот уже 10 лет директор одной из школ в Барселоне Хуан Доминик Франчес отрабатывает в своих классах инновационные методы преподавания. Последние годы в сфере его внимание - принцип “медленного обучения”. Педагог рассказывает: “В основе концепции медленного обучения лежит тезис о том, что каждому нужно разное время на освоение одного и того же предмета. Каждый ученик, каждый ребенок наделен собственным ритмом: нельзя вывести среднее арифметическое для класса из 25 детей”. Тогда как традиционная школа стоит именно на принципах усредненности. Как ребенку, прошедшему обучение в стиле “slow learning” в начальной школе, приходится на более поздних этапах обучения?

Белен Галлофре поначалу тоже сомневалась: “Сегодня моя дочь учится в обычном лицее с обычным усредненным ритмом. А ведь с 3 до 12 лет она ходила в школу, имея в рюкзаке лишь бутерброд, ну, и может быть, спортивную форму. У них был очень расслабленный ритм, очень! Посмотрите на школьников, какие у них тяжелые портфели, сколько книг и бумаг они носят. В нашей школе это было исключено. И вот после такого очень медленного обучения она легко вписалась в жизнь обычной школы, где нет никаких поблажек. Много занимается дома, приносят отличные оценки”. Адепты медленного обучения считают: такой ритм идеален для младшеклассников. Они учатся учиться без стресса, в удовольствие.

Противоположная точка зрения на медленное обучение.
Япония - страна, где смело пробуют новое. В частности, здесь был поставлен эксперимент по введению принципов медленного обучения во всех го школах в период с 2002 по 2007 годы.

Профессор Тераваки был одни из авторов реформы: “Эксперимент преобразил наши школы. До него дети были в каком-то смысле подневольными: их бесконечно загружали, с них требовали. Они заучивали огромные тексты наизусть. И все, чтобы заслужить похвалу учителя. Медленное обучение дает детям время остановиться и подумать. А что мне надо? Чем я хочу заниматься? Это развивает ответственность, вкус к знаниям”. Тем не менее японские школы отказались от медленного обучения в 2007-м. Почему? Из-за недовольства родителей, считавших, что их дети выходят из школы неконкурентоспособными. Японские СМИ придумали даже термин: “медленное поколение”. Концепция, идущая вразрез с главными ценностями японского общества - эффективностью, неутомимостью. Университетский профессор Нобоюке Тосе говорит о контрпродуктивности эксперимента: “Медленное обучение не предусматривает достаточных часов на изучение математики. В результате родители вынуждены брать детям репетиторов, записывать их на дополнительные занятия по вечерам. И это расширяет пропасть между обеспеченными и бедными семьям. Платежеспособные родители “вытягивают” детей, те, у кого нет денег, скатываются. Еще один минус: дети, вынужденные заниматься вечерами, теряют возможность ходить на кружки, изучать языки, играть в футбол. То есть у них нет времени на хобби”.
По оценкам экспертов, пятилетка медленного обучения будет иметь последствия для целого поколения молодых японцев, попавших в эксперимент. Сегодня в стране обсуждается вопрос о пересмотре школьной программы - с тем, чтобы включить в нее дополнительные часы и предметы. Страна восходящего солнца наверстывает упущенное.

А точка зрения ближе вам? За какое вы образование?

приоритеты, школа, воспитание, дети

Previous post Next post
Up