После 10 лет успешной работы в офисе мне пришлось уволиться, переехать жить в другую страну и начать работать удаленно из дома, объясняя родным, что мама работает, а не играет на компьютере.Когда мечта о свободном графике стала явью и прошла эйфория, что больше нет необходимости ездить в офис и находиться там положенные 8 часов, возникли проблемы другого плана.
С одной стороны, продуктивная работа на дому позволяла по времени трудиться меньше, а зарабатывать больше. С другой стороны, домашние не всегда понимали, что можно работать удаленно дома и всячески требовали уделить им внимание. За 1,5 года фриланса я вывела для себя 7 способов повысить эффективность работы в домашних условиях.
1. Установить рабочие часы и придерживаться графика
А как же сон до обеда и пресловутое “уделять время родным, а в промежутках можно и потрудиться?”. Опыт показал, что в моем случае это не работало. Утром ребенок был в школе, а в обед приходил домой и требовал полного и безраздельного внимания. Ночью работать тем более не складывалось. Пришлось устанавливать четкий график. Утром, когда все еще спят, удавалось поработать 2 часа, потом днем, пока все разошлись по делам, получалось выделить еще 4 часа и вечером между уроками и кружками выходило в общей сложности 2 часа. Те же 8 часов, только разбросанные в течение всего дня.
2. Установить часы отдыха и следовать им тем более
Если хочешь узнать, что такое продуктивная работа, то ты обязан понимать, что значит “отдых”. Основной моей ошибкой была попытка поработать в любое свободное время. В итоге уставала я больше, эффективно работать получалось реже, а недовольные лица родных, которые косились в мою сторону, и вовсе вводили меня в ступор и заставляли испытывать жуткое чувство вины от моей непутевости. С близкими пришлось договориться, что вот конкретно сейчас я работаю и меня трогать категорически запрещается, а вот в это время я выключаю компьютер (даже если у меня куча ужас какой срочной работы) и полностью провожу с ними время, никуда не отвлекаясь. Тут нужно понимать, что частично правило не работает: каждый день должно быть время для общения с родными без примеси работы.
3. Планировать дела
Успешная работа у компьютера не терпит спонтанности. Тут нужен конкретный список задач, вписанный во временные рамки. На одну задачу можно затратить 30 минут, на решение другой уйдет не менее двух часов. Рабочее время тоже ограниченно. Вот и получается, что каждый день приходится планировать и адекватно вписывать те задачи, которые можно решить за конкретное время. Надеюсь, понятно, что бессмысленно писать 10 важных задач, если на решение каждой уйдет не менее 2-х часов, или, наоборот, планировать 10 мелких, которые решаются за 15 минут каждая.
4. Составлять списки списков
Еще один из способов повысить свою эффективность - научиться составлять списки списков. Допустим, вы ведете несколько проектов, по которым поставлены разные задачи. Они могут быть большими или маленькими. Научитесь все записывать себе в блокнот, а лучше освойте онлайн-сервис, в основу которого заложена работа со списками, например, trello или wunderlist, и всегда носите эти списки списков с собой. Если какую-то запланированную задачу удалось выполнить раньше намеченного срока, то освободившееся время лучше потратить на решение маленькой задачи из списка. В такие списки можно вносить небольшие дела, которые легко выполняются буквально на ходу: по дороге в садик или школу, пока ждете ребенка с занятий в кружке и так далее.
5. Включать таймер
Не знаю, возможна ли продуктивная работа дома без таймера. Оговорюсь, что по таймеру работаю не всегда, а только когда надо побороть свою лень и невозможность сдвинуться с мертвой точки, например, начать писать статью. Соблазн погулять по интернету очень велик, тем более под лозунгом, что я же собираю очень нужный материал, но увы, работа от этого не двигается вперед. Тогда заводим таймер на 30 минут и вперед, не отвлекаясь ни на что лишнее. Щелк - 30 минут прошло, а статья так и не начата, щелк еще 30 минут - открыта куча вкладок, но статья так и не увеличилась ни на одно предложение. Если нужно выполнить что-то очень срочное, то таймер поможет работать более продуктивно.
6. Менять картинку перед глазами
В умных книгах на тему, как стать фрилансером, написано, что для более продуктивной работы нужно стараться менять картинку перед глазами. Конечно, приятно мечтать о том, как классно работать на пляже, потягивая холодный коктейль, но на практике все не так радужно. Компьютер, банально бликует и работать под палящим солнцем невозможно. Начинающему фрилансеру и вовсе приходится трудиться в четырех стенах. Но перемещаться же из одной комнаты в другую или на балкон никто не запрещал? Можно еще выйти в кафе, где есть бесплатный wi-fi, и поработать пару часов там. Тоже настраивает на рабочий лад: проверено на себе.
7. Заниматься любой доступной физической активностью
Чтобы эффективно работать, нужно не только чередовать работу с отдыхом, но и с физической активностью. Сначала для меня это звучало дико, потому что активным посетителем спортзала я никогда не была. Но приобретенные пара лишних килограмм за несколько месяцев удаленной работы неожиданно начали сказываться на общем состоянии организма: хотелось впасть в спячку, а не работать. Пришлось в свой график включать обязательный пункт про физическую активность и прерывать работу на 30-минут для зажигательной зумбы в домашних условиях или размеренного пилатеса. Помогло. Тело пришло в норму, а после таких перерывов работать стало веселей.
Продуктивная работа дома - реальность, воплотить в жизнь которую под силу каждому. Не сразу, но мне все-таки удалось убедить ребенка, что за компьютером я работаю и отвлекать меня не стоит. Таким образом, работать получается быстрее, а времени на близких остается больше. Ну, и плюс ко всему, в мою жизнь плотно вошли некоторые инструменты тайм-менеджмента: планирование, списки списков, использование таймера, а также энерджи-менеджмента: четкое чередование работы, отдыха и физической активности. Выполняя эти несложные правила, мне удалось научиться продуктивно работать дома и уделять внимание близким.
Солодухина Марина