Откладывание на потом знакомо, пожалуй, каждому. Не поверю, что на свете существует хоть один человек, который никогда в жизни не говорил фразы: «Я сделаю это завтра». Признаюсь честно, эти слова частенько срывались и с моих губ. Отправившись за решением проблемы в интернет (ну, а как еще оправдать онлайн-серфинг вместо мытья жирной сковородки?), я со страхом обнаружила, что подобное отношение к делам возвели в ранг психологической проблемы, обозвав красивым словом «прокрастинация». Неприятно осознавать себя обладателем психологических проблем… И я решила: пора брать себя в руки!
Для начала нужно понять, почему, собственно, некоторые дела так и остаются только на бумаге, перетекая с одного дня на следующий, и так до бесконечности. Причин может быть много. Я выделила для себя основные:
- Отсутствие интереса к делу. Например, не люблю я шить. Вот и копятся у меня горы вещей, требующих мелкого ремонта.
Неправильно расставленные приоритеты. Часто время тратится на много мелких дел вместо решения крупной, но действительно важной задачи.
- Неприятное дело. Предвкушение неприятного разговора, очереди и тому подобных вещей часто служит причиной «сделать это завтра».
- Долгие подготовительно-заключительные работы и отсутствие условий для выполнения намеченного. Чтобы погладить вещи, мне нужно принести доску из подсобки, разложить ее, залить воду в утюг. Долго и нудно. Ну, и пусть мятое полежит!
Способы борьбы
Итак, первый шаг на пути борьбы с откладыванием на потом сделан: мы осознали проблему и разобрались с причинами. Что же делать дальше?
Для начала стоит составить список задач и определиться с их важностью и срочностью. Дела не важные и не срочные вычеркиваем сразу.
Из оставшихся выбираем то, что можно делегировать, и делегируем.
Составляем график задач, учитывая сроки.
Списки - это замечательно, но это лишь начало. Превратить их в конкретные действия и результаты поможет тайм-менеджмент и мотивация. Нужно четко осознавать, для чего мы совершаем то или иное действие, что будет, если этого не сделать.
Хорошо помогают решить проблему всем известные принципы:
Съешь лягушку на завтрак. Значит, неприятное дело нужно сделать с утра, чтобы весь день пребывать в прекрасном расположении духа.
Ешь слона по частям. Большие задачи нужно делить на маленькие и выполнять понемногу. Специалисты по тайм-менеджменту для мам рекомендуют делать крупные дела по 15 минут. Это оптимальное время, которое ребенок может позаниматься самостоятельно, а мама не устанет от работы.
Мне очень нравится вариант не «сделать», а «поделать». И награда в конце. Например, я сейчас 15 минут помою окна, а потом выпью чашку ароматного чая. Подобным образом я избавилась уже от многих неприятных слонов.
Важно научиться концентрироваться на выполняемой задаче в течение определенного времени. В эти минуты нельзя позволять себе отвлекаться на посторонние вещи и пожиратели времени.
Заядлые прокрастинаторы предлагают еще один вариант выполнения дел: (10+2)*5. Поясню: например, вы 10 минут пишете статью, максимально концентрируясь на ней, 2 минуты пьете чай. И так 5 раз.
Также в бою с привычкой откладывания на потом мне помогла новая привычка: «подумала - сделала». Если в голове появилась мысль о том, что не плохо было бы вытереть пыль на люстре, то я пошла за тряпкой и быстренько привела люстру в порядок.
И еще важно, чтобы вещь лежала там, где ее используют. Вернусь к той же глажке. Теперь доска для глажения, утюг и вода для него стоят на том месте, где сам процесс глажения и происходит.
Вот лишь некоторые приемы, которые помогают мне справляться с откладыванием дел на потом, освобождая голову от ненужных мыслей и совесть от неуместного чувства вины.
Статья опубликована
на нашем сайте