Как научить ребенка не бояться уборки?

Jun 27, 2014 15:06

Как часто приходится слышать от мам, что "навести порядок в детской невозможно, ведь ребенок не хочет выбрасывать ничего из скопившегося там!" Возможно, это происходит лишь потому, что мы не объяснили им, как именно нужно легко и быстро поддерживать порядок на рабочем месте и в комнате, и от чего именно стоит избавляться без сожалений?

Вспомните, как часто вы отсылали ребенка в детскую с четким указанием "Уберись там!" Подумайте, какие эмоции вызывает это у него? Что вы сами почувствовали бы на его месте? В первую очередь, это будет беспомощность и чувство вины от того, что... вы не будете знать, с чего начать!

Итак, детская полна поломанных игрушек, листков бумаги, поломанных карандашей, одежды... И что - ребенок не разрешит вам ничего выбросить?! Но постойте - родитель тут все-таки вы! Не научившись избавляться от ненужных, нелюбимых, неиспользуемых вещей с детства, ребенок, взрослея, попадет в ловушку, в которую попадают многие люди, устающие бороться с собственным домом за право быть в нем хозяином! Вещи начинают существовать и плодиться, казалось бы, сами по себе, и не они для нас, а мы для них существуем в собственном жилище!

Начинаем объяснять карапузу с младенчества. Нет смысла хранить паззлы, в которых не хватает кусочков, машинки с отломанными колесами, книжки, в которых не хватает половины страниц... Это - мусор. Он занимает место в детской, где можно играть, или можно поставить новый конструктор со всеми составляющими частями, он собирает пыль и превращает процесс вытирания пыли из 3-минутного в 3-часовый.

Если ребенок не играет какой-то игрушкой, потому что она сломана или испорчена - он должен ее выбросить! Не нужно хранить ее только потому, что когда-то она стоила много денег. Она их уже отработала, расстаньтесь с ней.

Оглядим детскую комнату внимательно:
1. Первый день. Ставим таймер на 15 минут и вместе с ребенком собираем ТОЛЬКО одежду, тут же раскладывая ее на три стопочки:
- еще пригодная для носки, ее после валяния на полу мы отправим в стирку;
- одежда, уже не подходящая по размеру ребенку, но которую еще можно отдать кому-то, кто в ней нуждается;
- уже ни на что не годные вещи.
Сразу после 15-минутного разбора вы увидите результат! Еще две минуты уйдет на то, чтобы первую стопку занести в ванну (или туда, где у вас ждет стирки грязное белье), вторую уложить в коробку или пакет и отнести к входной двери (да-да, мы не будем совать ее в шкаф, в надежде вспомнить позже, пусть она "мозолит глаза" на входе, чтобы отнести ее тому, кому она предназначается как можно скорее), третью отправить в помойное ведро.
Не останавливаемся, не колеблемся, не отвлекаемся. ВСего 15 минут - а ребенок собственными глазами уже увидит результат работы и почувствует, что детская приходит в порядок!

2. День второй. Мы будем разбираться с мусором. Мы возьмем по мусорному пакету и в 4 руки соберем с пола и горизонтальных поверхностей весь мусор, все отломанные кусочки игрушек, бумажки, сломанные карандаши! За 15 минут можно избавиться от большого количества мусора. Для поддержания порядка в дальнейшем хорошим решением станет персональная мусорная корзина для детской.

3. День третий. Книги, диски, игры... Потратим 15 минут на то, чтобы решить совместно с малышом, во что он хочет и не хочет играть, что ему интересно или уже вышло из употребления. Подарите или отдайте еще рабочие, но уже не подходяшие по возрасту игры и диски. Для тех, которыми ребенок все еще пользуется, выделите место, на которое легко будет убирать диск или кассету, или книгу, или игру сразу по завершению занятий с ними!
Все то же самое касается игрушек. Не храните те из них, которые уже неинтересны ребенку. Поощряйте его к тому, чтобы отдавать такие вещи, радовать ими других деток. А также определите вместе с ребенком, где будут храниться оставшиеся игрушки тогда, когда он с ними не играет.

4. Еще один день - мы приводим в порядок постельные принадлежности. 15 минут на то, чтобы собрать их, сложить, показать ребенку, как это делается, и как их нужно хранить. Далее ему понадобится привить привычку тратить всего лишь полторы-две минуты ежеутренне на поддержание этого порядка!

5. Шкафы и полки в детской - как привести в порядок их? Мы снова тратим по 15 минут в день на то, чтобы пересмотреть все имеющиеся там вещи и, как и с разбросанными по полу, решить, стоит ли часть отдать, часть выбросить, часть же разложить более удобно и комфортно в отсутствие большого объема ненужных вещей в шкафу. В начале каждого сезона потратьте время дополнительно (это тоже совсем недолго, вы вскоре в этом убедитесь!) на то, чтобы убрать несезонные вещи и выложить в более доступную позицию более подходяшие. Всего 4-5 раз в году, всего по полчаса или даже менее того - и весь последующий сезон ребенку, да и вам, будем намного удобнее пользоваться гардеробом, к тому же, помогая вам в этом, он будет иметь более четкое представление о том, что из одежды у него есть.

Давайте присмотримся еще и к горизонтальным поверхностям детской. Как много тут сувенирчиков, киндер-сюрпризиков, календариков и прочих милых мелочей, которые так затрудняют уборку... И многими ли из них ребенок действительно играет, пользуется, любит их? Пусть решит сам, какими из этих милых мелочей он не пользовался более недели, и решит, выбросить ли их, передарить, отнести в садик или детский клуб, чтобы играть вместе с друзьями?

Сразу же расскажите ребенку, что не требуете от него изнурительного труда для очистки комнаты в один день, что вы будете работать вместе и все по 15 минут в день. Разбейте комнату на зоны, как мы делали это выше (пол с одеждой, играми, бумагами, книжные полки, одежные шкафы, письменной стол), и расскажите ребенку, как удобно убираться в комнате маленькими порциями, но регулярно, посвящая один день одной зоне.

И на последок, научите ребенка, что проще всего поддерживать такой порядок в комнате, следуя привычкам. Проснувшись утром - застелить постель (всего полторы минутки!). Придя со школы - разложить учебники и тетради. Поиграв - убрать игрушки на места. Грязную одежду отправить в стирку, а не под кровать. Здесь вам придется проявить твердость. Но на самом деле эти привычки переходят в стадию выполняемых на автопилоте быстрее, чем можно ожидать!

Разработайте с ребенком план того, что нужно делать ежедневно. Помимо перечисленных выше ежедневных дел можно, например, каждый понедельник выносить мусорную корзину, каждый вторник - выбрасывать ненужные бумаги из письменного стола, каждую среду - чистить или протирать инвентарь для занятий спортом или прочих хобби, каждый четверг - выбрасывать определенное количество битых, ломанных, неиспользуемых игрушек и мелочей из комнаты...

оригинал

уборка, дети, тайм-менеджмент для детей

Previous post Next post
Up