Тренинг "Детская любознательность. Как развить познавательную активность ребенка". День 1.
Apr 07, 2014 02:28
День 1. Ступеньки любознательности. Здравствуйте, дорогие участники сообщества «Успевай с детьми». Очень рада всем, кто присоединился к нашему тренингу. Сегодня первый день. И, пожалуй, самое большое количество «теории».
Часть 1. Начнем с определения понятий. Итак, что такое любознательность? Здесь, вроде бы, все просто: слово само подсказывает - «любовь к знаниям». Представьте себе картину: вы надели шапку-невидимку и заходите в комнату, а там на стуле сидит человек. Сможете ли вы, только посмотрев на этого человека сказать о нем, он любознателен или нет? [Spoiler (click to open)]Пожалуй, чего-то не хватает… А именно - активности, действия, деятельности… В случае с любознательностью это будет познавательная активность. Но вот человек увидел ползущего по стене жучка. Наклонился, чтобы его рассмотреть, удивленно поднял брови, задумчиво произнес «хм». Встал со стула, подошел к книжной полке, взял энциклопедию и стал ее листать, пытаясь найти информацию про это насекомое. Вот он нашел нужную страничку, с интересом читает. Можем мы теперь назвать его любознательным? Что вы ответили? Да? Или нет? Или все же - да? Наш незнакомец ситуационно проявил чувство любознательность. Но делать вывод о том, является любознательность качеством его характера, нам пока еще рано. Для этого пришлось бы наблюдать за ним не один день и в разных жизненных ситуациях…
И вот есть еще одно слово - любопытство - также чувство, которое может стать стойкой чертой характера. Как бы вы ответили на вопрос: любопытство и любознательность - это по сути одно и тоже или все же есть отличие? Ведь и там, и там возникает интерес, который может стать причиной действия и проявления активности…
Как правило, любопытными называют людей, познавательная активность и интерес которых легко управляется и перенаправляется какими-то внешними стимулами.
Приведу несколько примеров, а вы попробуйте сами определить, в каких случаях, вероятнее всего, было проявлено любопытство, а в каких -любознательность:
* Включаю компьютер и выхожу в Интернет, чтобы изучить афишу и решить, куда сходить с детьми в выходные.
* Кликаю на ссылку, где написано что-нибудь, типа «Вся правда о нашумевших …», или «Никто не мог предположить, что…», или «Вся страна прощается…», или «Это невероятно, но за две недели…»
* Прочитала интересную статью о слонах. Оказывается, … Как удивителен этот мир!
* «Выбегаю» на минутку в «одноклассники», чтобы разместить там фотографии празднования маминого Дня рождения. Сижу там два с половиной часа, потому что, оказывается, произошло просто невероятное количество разных событий в семье у школьной подруги и на работе у бывшего однокурсника. А заодно много интересных фото и видеороликов посмотрела…
* Слышала о том, что мед обладает целительными свойствами. Но не знаю, как правильно выбирать при покупке, чтобы не нарваться на подделку. Надо изучить этот вопрос, пойду «спрошу у всемогущего гугла»…
О любознательности, как о сформированном качестве характера в дошкольном возрасте говорить рано. Поэтому чаще употребляют словосочетание «детское любопытство». Однако, это не совсем не то любопытство, о котором мы говорили выше. Дети поначалу не проявляют «праздного интереса». Их активность всегда связана с важным делом - они исследуют и познают этот мир.
Познавательная активность детей - это закон развития, закон жизни. Она присуща ребенку от рождения. Известна серия исследований младенцев, проведенных еще в 60-70-х годах прошлого века. В одном из них пустышки были подсоединены к проекторам, с помощью которых изображение передавалось на экраны, расположенные перед глазами детей. Когда малыш сосал пустышку, расфокусированное изображение на экране становилось четким, а когда он переставал сосать, изображение вновь становилось размытым. И эти младенцы, которым было всего по 3-4 недели, быстро научались с помощью сосания делать изображение четким. Затем условия меняли: теперь чтобы рассмотреть картинку, надо было перестать сосать пустышку. И дети быстро приспосабливались: они явно предпочитали четкое изображение.
Хотела дальше дать информацию о возрастных особенностях проявления познавательной активности от рождения до школы. Но потом решила сделать это в таком формате:
* ребенок начинает брать игрушку в руки, рассматривает ее, начинает трясти, стучать... Постепенно одной из любимых игр становятся «прятки» (игра «ку-ку») - ребенок знакомится с постоянством этого мира;
* Экспериментирование с предметами. Малышей привлекают в основном внешние признаки: яркий цвет, необычная форма, издаваемый непривычный звук, невиданный размер и т.д. Постепенно ребенок открывает и то, что окружающие его предметы имеют и что-то внутри. Чтобы выяснить, что скрывается под уже исследованной оболочкой, они пытаются открыть, раскручивают, развинчивают, ломают…
* Появляется большое количество вопросов, направленных на познание взаимосвязей в физическом мире. Повышенный интерес вызывают также физиологические особенности, нравится изучать свои двигательные возможности;
* Активный интерес к окружению и теме взаимоотношений между людьми.
А уже примерный возраст каждого из отмеченных этапов предлагаю определить каждому самостоятельно - ориентируясь на своего ребенка. Или, если малыш еще не прошел какой-то из этапов, вспомнить ваши наблюдения за другими детьми.
А сейчас - задание первого дня: предлагаю настроиться на «волну детства». Попытайтесь вспомнить, что было интересно вам когда-то давно. Хорошо, если это будет воспоминание о вас еще до школы. Было ли что-то, что хотелось (непременно и как можно быстрее!) узнать, исследовать, понять… Что вы для этого делали? Удалось ли? Кто вам помог? Или информация до сих пор для вас так и осталась скрытой? Будет здорово, если вы поделитесь вашими воспоминаниями в комментариях к этому посту.
У нас есть участники с детками младше трех лет. Вам я предлагаю дать ребенку поиграть с пластилином и водой (опыт № 1). А после этого просто попытаться помещать в миску с водой разные предметы, понаблюдать с малышом, что утонет, а что будет плавать.