День 1
Доброе утро, дорогие участницы тренинга «Помоги ребенку учиться». Сегодня понедельник и мы начинаем наше совместное путешествие в мир обучения Вашего ребенка. Спасибо всем, кто подробно описал свою исходную ситуацию - это наша с вами отправная точка (станция А). Анализ ваших комментариев показал, что в нашей группе собрались три основные категории участниц: мамы подростков (или те, кто работает с данной возрастной категорией), мамы первоклашек-второклашек и мамы будущих первоклашек. Также налицо несколько основных проблем: низкая мотивация к учебе (или ее нет совсем),
проблемы с выполнением домашних заданий (младшие школьники делают из-под палки, а подростки вообще не считают нужным себя так утруждать), отсутствие интереса к чтению, проблемы с отдельными предметами. Набор, скажем сразу, весьма стандартный и оправдал мои ожидания, можно сказать, на все 100%. Еще раз повторю - это наша исходная точка. Ну что поехали?!
Я не буду вас загружать теориями и методиками, где надо объяснить, почему важно сделать то-то и то-то - объясню, если у вас будут вопросы, уточнения и какие-то непонимания, обязательно пишите! И еще раз повторюсь, я не буду ругать современную систему образования - она такая как есть и изменить мы мало что можем (на своем месте я делаю максимум из того, что можно, но и там далеко не все получается, даже у меня и даже со 100% поддержкой руководства). Несмотря на то, что все жалуются на низкую мотивацию, мы начнем не с нее, поскольку, только погрузившись немного глубже в проблемы и мир своего ребенка, мы сможем найти волшебный ключик и у каждого он будет свой (если бы было универсальное решение, мы бы здесь не встретились). Скажу вам по секрету, что я буду исследовать порядка 50 своих подопечных вместе с вами (это подростки и старшие школьники), так что путешествие будет действительно совместным!
Сегодня я предлагаю вам исследовать вашего ребенка и его способность воспринимать новую информацию, способы, которыми он наиболее часто пользуется для ее переработки и усвоения, а также зоны комфорта и дискомфорта в обучении.
Для начала давайте внимательно посмотрим на свое чадо и проанализируем то, каким способом ребенку легче познавать мир. Условно, психологи делят людей на 4 категории по способу исследования мира - на визуалов (у них процесс познания происходит преимущественно посредством зрительных каналов), аудиалов (те, кто лучше воспринимает информацию на слух), тактильщиков (для которых важно потрогать, почувствовать, «прикоснуться» и ощутить предмет исследования) и кинестетиков (которые «проживают» материал, им необходимо движение, мышечная активность для лучшего восприятия информации). Сразу скажу, что в чистом виде эти 4 типа встречаются не так уж и часто, гораздо чаще мы используем 2-3 канала восприятия, но нам надо с вами четко уяснить какой же из них является все-таки главным и доминирует над другими.
Чтобы определить канал восприятия информации посмотрите внимательно и проанализируйте как вашему ребенку легче понять новый незнакомый материал (когда вы показываете ему картинки, ставите видео этого процесса, т.е. с опорой на визуальный образ - «это визуал»; когда вы ему рассказываете что-то, ссылаетесь на те факты о которых он уже слышал - «это аудиал»; или ему легче разобраться с проблемой, если он смоделирует, сконструирует, нарисует, проиграет, потрогает руками - тогда тактильный канал главный; а может быть вашему ребенку комфортнее воспринимать информацию расхаживая по комнате, двигаясь, ему нравиться ставить эксперименты, играть в ролевые игры, быть все время в движении - если это так, то ваш ребенок «кинестетик»). Если у вас налажен контакт с ребенком и он уже осознанно может совместно с вами исследовать себя и свой стиль обучения, обязательно обсудите ваши наблюдения с ним, спросите как он видит процесс, как ему удобнее и комфортнее, как он обычно это делает - это совместное исследование и обсуждение вас очень сблизит. Это ваше первое и важное задание. С нетерпением жду ваших комментариев и результатов, а также вопросов, если они появятся. Завтра продолжим…