Игры для обучения чтению блок 2: складывание слогов.

Jul 04, 2013 11:53


Суть предлагаемых игр - развитие фонематического слуха, то есть связывание воедино устной и письменной речи. Чтобы хорошо читать и писать, нужно осознавать, что звуки написанные и звуки произносимые - почти одно и то же. Например, написанный слог может быть частью какого-нибудь произносимого слова. РА - это не просто 2 буквы рядом, это начало слова "радуга". А любе слово можно разложить на слоги: РА-ДУ-ГА. Ребенку очень важно это почувствовать и понять.



1. Случайное складывание слогов.

Для этой и последующих игр по чтению лучше сделать карточки с буквами вместе с ребенком, а не покупать готовые. Делать цветные карточки с буквами - значит писать, обводить, ракрашивать, вырезать - а это уже запоминание букв и развитие мелкой моторики. Карточки должны быть без картинок-подсказок, только буква.

Итак, карточки с согласными буквами складываем в одну кучку, а карточки с гласными - в другую. В случайном порядке вытаскиваем одну такую и одну другую и получаем слог! Причем, буквы можно соединять по-разному: "МА" или "АМ". Сложили слог, прочитали - отложили в сторону. Интереснее играть, когда слоги составляет не только ребенок, но и взрослый. Не забывайте ошибаться и читать неправильно иногда: во-первых, ребенок заметит и Вас поправит, а во-вторых, увидит, что взрослые тоже ошибаются и не так уж это и страшно. В конце игры можно посчитать количество прочтенных слогов.

Вы можете усложнить игру, если на прочитанный слог будете придумывать слова: ВА - вагон, АВ - автобус.

2. Подбери к слогу слово.

Делаем карточки со слогами: согласную букву можно написать синим (если звук твердый) или зеленым (если звук мягкий), а гласную - красным. Эти цвета помогут в дальнейшем быстрее научиться составлять звуковую схему слова.

Переворачиваем карточки рубашкой вверх, вытаскиваем по очереди и читаем слоги. Считаем, сколько слогов сегодян прочитал ребенок и хвалим его за успехи, ведь не так давно он вообще не умел слоги складывать!

Теперь усложняем игру и заранее для каждого слога готовим карточку с предметом, название которого начинается с него. Ребенок вытаскивает слог, читает его и ищет подходящую к нему картинку: БА - баран. Можно найти картинку с большим количеством предметов (река, мост, дерево, небо, лошадь) и подбрать соответствующие карточки со слогами (РЕ, МО, НЕ, ЛО). Лучше, чтобы слог был ударный и не возникало сомнений, с какого слова начинается слово "корова": КА или КО? лучше возьмите карточку с кОшкой.

3. Рассели животных по зоопарку.

Рисуем большой зоопарк: квадратные клетки для животных и птиц, дорожки, цветы, деревья - всё, что захотите. В клетках карнадашом (чтобы потом можно было стереть и написать другое) пишем первые слоги от названия того зверя или птицы, кто будет там жить. Желательно, чтобы слог был ударным или произносился однозначно: "пАнтера" подойдет, а "бе(и?)гемот" - нет. Играть можно двумя способами (а лучше обоими!):

1. Берете любую карточку с животным и ищете ему домик: "Где будет жить белка?" - В клетке со слогом "БЕ"!

2. Сначала выбираете слог, а потом придумываете слово: "А кого можно поселить в клетку со слогом ПА?" - Пантеру или павлина!



На этой фотографии есть названия животных, в которых первый слог безударный, потому что мы расселяли животных по первой БУКВЕ, а не слогу. В таком случае желательно подобрать слова, начинающиеся и с мягкого, и с твердого звуков: [з'] - зебра и [з]-заяц.

Мой набор: А-антилопа и акула, Б-бегемот и бык, В-волк и верблюд, Г-гусь и гиена, Д-динозавр и дельфин, Е-енот, Ё-ёж, Ж-жираф, З-зебра и заяц, И-индюк, К-кабан и кенгуру, Л-лиса и лось, М-морж и медведь, Н-носорог и норка, О-ослик и овцы, П-павлин и пингвин, Р-рак и рысь, С-слон и серна, Т-тигр и тукан, У-улитка, Ф-фламинго и филин, Х-хорёк, Ц-цапля, Ч-черепаха, Ш-шиншилла, Щ-щука, Э- эму, Ю-юрок, Я-ящерица и як.

Автор методик Крысанова Светлана.
Previous post Next post
Up