День 3. Как управлять своими эмоциями во время общения
Отношения и общение - взаимосвязанные понятия. Что значит «вы - в отношениях»? Это когда у ВАС ЕСТЬ чувства, симпатия или антипатия к этому человеку. Взаимные отношения соответственно возникают тогда когда у обоих есть друг к другу:
- чувства, симпатия или антипатия,
- желания говорить о своих чувствах,
- желание выслушать визави,
- интерес к его собственным мнениям и чувствам.
Соответственно, чтобы управлять своими эмоциями в общении нужно замечать их раньше, чем эти эмоции поглощают Вас и замечать чувства другого человека, проявлять к ним интерес.
К сожалению, одного желания говорить о своих чувствах недостаточно ( женской аудитории это очень даже свойственноJ) Важно уметь это делать. Сегодня мы будем учиться общаться.
Алгоритм диалога
Шаг 1: Вы замечаете, что чувствуете сильное чувство к другому человеку, понимаете с чем в его поведение это связано (можно для начала писать в дневнике об этом - чётко и ясно формулируйте что в его поведении вас не устраивает).
Шаг 2: Вы честно говорите себе о том, что вы чувствуете и формулируете своё желание по отношению к партнёру ясно и лаконично (отвращение, злость раздражение к близким людям бывает - они показатель того, что что-то не так в отношениях, постарайтесь такие чувства не вытеснять. Ясно и лаконично это не «позаботься обо мне или удели мне внимание», а «обними пожалуйста меня, посиди 15 минут с дочкой, пока я приму душ»)
Шаг 3: Сформулируйте цель для данной ситуации. (достижимую, экологичную, которая зависит только от вас и т.д. по критериям SMART)
Шаг 4: Объективно опишите партнёру сложившуюся ситуацию. (здесь нам пригодится навык отличать кажимость от реальности)
Шаг 5: Открытое выразите свои чувства (мы используем я-сообщения в этом случае и избегаем скрытых форм выражений своих чувств - о них чуть ниже)
Шаг 6: Сформулируйте желания, которые у вас в связи с этим есть - (см шаг 3)
Шаг 7 (очень и очень важный): Вы внимательно слушаете, что вам скажет партнер, не перебиваете его, вкратце понимаете и пересказываете его слова, а затем повторяете 5 и 6 шаги. Это нужно сделать минимум 2 раза!
Пример: Когда я делаю уборку в доме, муж даже и не пытается как-то мне помочь.
- Я раздражаюсь на то, что когда я делаю уборку муж мне не помогает и сидит уткнувшись в компьютер.
- Я злюсь на него за это, у меня пропадает желание делать уборку и хотела, чтобы он пропылесосил.
- Для того, чтобы научиться просить о помощи в уборке, я скажу об этой ситуации мужу спокойно и ясно.
- «В последнее время, когда я делаю уборку в квартире, я замечаю, что ты занимаешься другими своими делами,
- я раздражаюсь на тебя за это и у меня пропадает желание делать уборку.
- Я бы хотела, чтобы ты брал на себя небольшую часть работы по дому, например, пропылесосил».
- Я понимаю, что уборка с твоей точки зрения - ерунда и что ты устал, но... (далее смотри выше).
Ни один человек сразу вас не поймет, у каждого из нас достаточно своих чувств, мыслей, забот. К тому же у него другая точка зрения. Поэтому он будет оспаривать важность ваших чувств и желаний, поскольку его собственные чувства ему также важнее. Обратите внимание на то как Вы реагируете на подобные просьбы - слышите ли Вы других, соглашаетесь ли помочь.
Скрытые формы выражения своих чувств
Негативные оценки оскорбления: Нет, ты несешь абсолютную чушь!
Советы: Не советую тебе меня злить.
Вопросы: (на которые не нужно или невозможно отвечать):Да как ты смеешь?
Приказы: Прекрати меня злить!
Ложные аргументации: Я для тебя ничего не значу!
Обобщения, глобальные выводы из единичных случаев: Ничего хорошего в жизни я от тебя не видела!
Ирония, язвительность Ну ты у меня и мужик! Соберись, тряпка!
Не спешите упрекать своего партнёра в использовании этих ошибок, у него будет своё время для развития в этом направлении. Обратите внимание на общения со своими детьми - мы часто совершаем такие ошибки именно в отношении тех, кто беспомощнее нас.
Прочитайте статью
Стань таким как я хочу! Задание:
1.Составить диалог по той ситуации, которая у Вас была недавно и написать его, применив новый навык в общении - алгоритм.
2. Вспомнить какие скрытые формы выражения чувств Вы чаще всего используете и написать список. Обратите внимание на то, когда Вы их используйте и заменяйте их алгоритмом. Опишите результаты.
Отвечайте на вопросы последовательно, начиная с первого.
ВНИМАНИЕ:
ВСЕХ УЧАСТНИЦ, КОТОРЫЕ ЗАВЕРШАТ (отчёты+обратная связь) ТРЕНИНГ ВОВРЕМЯ (22.04.13 включительно) ЖДЁТ БОНУС!
*Завтра! Как спокойно вести себя в конфликтах с близкими
Жду ваши комментарии и вопросы.
*Срок выполнения задания по 18.04. включительно.