Прошло первое сентября, новоиспеченный первоклашки уже начали учиться… А моему старшему сыну в школу пока рано, но думаем на счет того, чтобы пойти на следующий год. А потому я стала интересоваться тем, как подготовить ребенка к школе. Хочется все успеть, и ничего не упустить.
Итак, что я нашла интересного. Приведу цитаты из разных источников.
Родители должны понимать, что готовность к школе - это не показатель развитости их малыша, а, в первую очередь, определенный уровень его психофизиологической зрелости. Да, он может уже уметь читать, пи¬сать и даже решать задачи, но не быть готовым к школе. Для лучшего понимания давайте исправим фразу "готовность к школе" на "готовность к обучению". Так вот, готовность к обучению состоит из нескольких компонентов, и нельзя сказать, какой из них наиболее важный - именно в комплексе они и определяют саму готовность. Специалисты так определили эти компоненты:
- Ребенок хочет учиться (мотивационный).
- Ребенок может учиться (зрелость эмоционально-волевой сферы, достаточный интеллектуальный уровень развития).
Зрелость эмоционально волевой сферы включает в себя способность усмирить свое «хочу» и делать то, что надо, а также возможность ребенка достаточно длительное время удерживать внимание. К этому следует добавить и готов¬ность ребенка усваивать определенные правила, действовать по правилам и подчиняться им как необходимым.
Часто родители под интеллектом понимают определенный уровень знаний и навыков, который тем или иным способом вложили в ребенка. Интеллект - это, в первую очередь, способность использовать свои знания, умения и навыки, а еще точнее - способность обучаться.
Успешность ребенка в школе очень сильно зависит от уровня его "со¬циального интеллекта". Имеется в виду умение правильно ориентироваться в социальных ситуациях, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. По этому параметру относят к "группе риска" застенчивых, робких, стеснительных детей. Безболезненная адаптация к школе напрямую связана и с самостоятельностью ребенка - здесь в "группу риска" почти наверняка попадают гиперопекаемые дети.
Прежде чем учить ребенка бегло читать, нужно определить, умеет ли ребенок слушать и рас¬сказывать. Как показывают встречи специалистов-психологов с будущими первоклассниками, очень многие из них не умеют рассуждать, имеют небольшой сло¬варный запас и с трудом пересказывают даже маленький текст. Кроме того, большинство детей имеют трудности в сфере мелкой моторики, а ведь первый класс - это письмо и очень большая нагрузка на кисти рук и пальчики.
Есть и еще один аспект психологической готовности. Он заключается в том, что ребенок внимательно относится к беседе и не стыдиться признаваться в своем незнании.
Каждый родитель может провести своеобразный игровой экзамен на предмет социальной детской зрелости. Для этого нужно задать ему несколько вопросов на тему, с которой он знаком, а затем на тему, с которой он не знаком. Хорошо, если такие вопросы задаст не самый близкий родственник.
http://www.solnet.ee/parents/p2_33.html - тут можно посмотреть несколько разных тестов по определению готовности ребенка к школе.
Как помочь ребенку
- Формируйте положительный образ школы ("узнаешь там много интересного", "будешь совсем как взрослый", ну и конечно: "купим красивый портфель, форму"...).
- Познакомьте ребенка со школой. В прямом смысле слова: сводите его туда, покажите класс, столовую, спортзал, раздевалку.
- Заранее приучайте ребенка к школьному режиму (потренируйтесь летом вставать по будильнику, проследите, чтобы он мог самостоятельно заправить кровать, одеться, умыться, собрать необходимые вещи).
- Играйте с ним в школу, обязательно со сменой ролей. Пусть он побудет учеником, а вы - учителем и наоборот).
- Пробуйте играть во все игры, согласно правил. Старайтесь учить ребенка не только выигрывать (он отлично умеет это делать сам), но и проигрывать (относиться адекватно к своим неудачам и ошибкам).
- Не забывайте читать ребенку рассказы, сказки, в том числе и о школе, пусть он их пе¬ресказывает, рассуждайте вместе, фантазируйте о том, как это будет у него, поделитесь своими личными воспоминаниями.
- Позаботьтесь о его летнем отдыхе и укреплении здоровья будущего первоклассника. Физически крепко¬му ребенку гораздо проще переносить психологические нагрузки.