Рылась тут у себя, нашла свое давнее интервью с Александром Паникиным. Великий человек.я тогда не осознавала с кем общаюсь, теперь счастлива, что была с ним знакома. Он как раз из той редкой породы великих и социально ответственных, как Ч., Анита, Бренсон, Шульц... тех, кого я люблю и на кого ориентируюсь. Все его слова и мысли столь же актуальны, что и 9 лет назад, как раз после кризиса дело было...
![](http://pics.livejournal.com/ratoncillo/pic/0007zf79)
АЛЕКСАНДР ПАНИКИН: "Я - САМЫЙ СТАРЫЙ ЛЕГАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ РОССИИ".
Александр Степанович Паникин - генеральный директор российского концерна "ПАНИНТЕР". Бизнесом начал заниматься еще в 1974 году - производил по патентам гипсовые маски, брошки, клипсы, пользовавшиеся популярностью, при этом честно платил налоги государству, поэтому называет себя "самым старым легальным российским предпринимателем". Десять лет возглавляет крупнейшее частное предприятие легкой промышленности, которое производит трикотажные изделия высокого качества по разумным ценам. Основал под Клином рядом с Завидовским заповедником "молочную империю" и выпускает под маркой "ПАНИНТЕР" экологически чистые молочные продукты. "Человек года" в номинации "Предприниматель" по итогам 1998 года журнала "КТО есть КТО", создатель "Школы молодого предпринимателя", автор книг "Человек и государство", "Что делать", "Шестое доказательство", блестящий публицист, неравнодушный к прошлому, настоящему и будущему своей страны.
- Александр Степанович, расскажите, пожалуйста, о том, с чего все начиналось?
- "ПАНИНТЕР" "вырос" из кооператива "Челнок": 1989 год, тридцатиметровая комната на Старом Арбате и шесть швейных машинок Подольского завода весьма "преклонного возраста". Мы производили примитивную, но весьма актуальную по тем временам продукцию - трикотажное белье: трусы, майки, футболки. Естественно, у нас не было профессионалов-технологов: все конструировали сами. Тем не менее, нашу продукцию буквально "отрывали с руками". По некоторым изделиям рентабельность достигала 700 %. Торговать мы, как и многие, начинали с лотков, но уже с лета 1989 года занялись строительством киосков в подземных переходах. Это было очень важным шагом, ведь традиционно покупатель испытывает недоверие к качеству "лоточной" продукции, а наши павильоны выглядели весьма привлекательно и сильно отличались от обшарпанных коммерческих палаток, наводнивших Москву в начале перестройки. Конечно, поначалу павильоны строились незаконным способом, без разрешения на строительство со стороны чиновников. Свой первый "законный" магазин мы поставили в переходе к универмагу "Московский", второй - в переходе к ГУМу и третий - на Арбате, в переходе к кинотеатру "Художественный". С приходом к нам в 1990 году первого серьезного специалиста-текстильщика, благодаря его свежим идеям, мы стали постепенно "уходить" от примитивных изделий и обратились к производству платьев, рубашек, спортивных костюмов. На этом этапе необходимо было совершенствовать технологии: закупать новое оборудование, разрабатывать новые модели одежды. "Челнок" стал обретать собственное лицо, повысив не только качество продукции, но и культуру производства. Таким образом, мы стали двигаться сразу по двум направлениям: улучшение технологии и расширение кадров. Предприятие перестало быть одним из многочисленных кооперативов, производящих одежду сомнительного качества, к нам стали приходить высококлассные специалисты из госструктур, мы постепенно становились современным, рационально организованным предприятием.
- А когда и почему "Челнок" превратился в "ПАНИНТЕР"?
- Я вовремя понял, что кооперативам осталось жить совсем недолго и, чтобы остаться на плаву, необходимо срочно расширять производство, внедрять новые технологии. В 1990 было зарегистрировано совместное российско-германское предприятие "ПАНИНТЕР". Появились возможность пересекать границу, посещать крупнейшие выставки, знакомиться с последними мировыми достижениями. Мы подписали договоры с ведущими западноевропейскими фирмами - "Майер", "Монти", "Броцолли" - на поставку новейшего оборудования и, наконец, поняли: чтобы успешно вести рыночную "игру", без стратегического планирования минимум на год не обойтись. Назрела острая необходимость четко отслеживать конъюнктуру рынка, на основе которой определять цветовую гамму и дизайн будущих моделей одежды. Мы стали вести строгий учет и контроль над каждой операцией, подсчитывать ежедневный баланс предприятия, оснастили цеха, склады, магазины и офисы сетью компьютеров, создали маркетинговую службу, занимающуюся контактами с покупателями, социологическими опросами, итогами продаж дня, отслеживанием модных тенденций. Согласно плану, мы стали создавать две коллекции одежды в год: уже в марте мы готовы к созданию весенне-летней коллекции, а в августе - к и осенне-зимней, остатки предыдущей распродаются по очень низким ценам. Мы работаем по тем же законам, что и все серьезные производители одежды в мире.
- А что представляет собой "ПАНИНТЕР" сегодня?
- У нас пять фабрик: швейные, красильно-отделочная и вязальная. Сейчас у нас работает более двух тысяч человек - это полноценные рабочие места. После кризиса мы увеличили наши цены всего на 50 процентов, поэтому год работали с нулевой прибылью, однако сохранили доверие наших покупателей. Наши принципы: не от кого не зависеть и вкладывать деньги в производство вот уже десять лет работают без перебоев.
- Какие отношения у вас с вашими сотрудниками?
- Мне важно, чтобы человек соответствовал тому делу, которое он делает, отвечал за свой участок работы. Я всегда выращивал кадры в своих станах - был бы и рад по-другому, но у меня так никогда не получалось. Мне важно, чтобы на человека можно было положиться, а сам он должен четко осознавать, что от его профессиональных качеств, подхода к своей работе зависит судьба предприятия.
- Кто покупает вашу одежду и сколько магазинов "ПАНИНТЕР" в Москве?
- Мы ориентируемся на массового потребителя со средним достатком, выпуская недорогую, но очень качественную одежду малыми партиями. У нас есть несколько линий: молодежная линия "Euphoria", пользующаяся большим спросом у молодых модников, которую разрабатывает талантливый дизайнер Владимир Зубец, ориентируясь на самые последние тенденции мировой моды, одежда для дам "бальзаковского возраста": современные и в то же время консервативные платья, костюмы, джемперы, брюки, юбки. Также мы создаем коллекции спортивной одежды для мужчин и детскую одежду. В Москве у нас семь крупных магазинов и восемь павильонов в центральных подземных переходах. Наши покупатели знают, что в магазинах продаются все линии торговой марки "ПАНИНТЕР", поэтому часто приходят всей семьей.
- А какие материалы вы используете для создания ваших коллекций?
- Гамма материалов постоянно увеличивается. Мы производим изделия как из чистого хлопка, так и из смешанных тканей. Кстати, мы единственная фирма, производящая одежду в России, которая получила от компании Duрont право ставить на своих изделиях лейблы Tactel и Lycra. Таким образом, Dupont признала, что ткани, которые мы создаем, заслуживают самой высокой оценки. Для нас это очень важно, ведь это значит, что всемирно известная фирма подтверждает качество наших изделий.
- Расскажите об особенностях рекламной стратегии "ПАНИНТЕРА"?
- Можно сказать, что у нас практически нет рекламной политики, нет рекламного бюджета, он нам просто не требуется. Конечно, наш рекламный отдел занимается организацией презентаций новых коллекций, в Москве можно увидеть рекламные щиты с нашим логотипом, но в целом мы не нуждаемся в активных рекламных и PR-акциях. Мы уже десять лет на рынке и, исходя из последних социологических опросов, которые мы проводим, выяснили, что 33% населения Москвы знают марку "ПАНИНТЕР" и нашу продукцию, 16% москвичей покупали наши вещи, из них 93 % остались довольны качеством. Это просто фантастический результат. Причем 30 процентов москвичей узнали о нас от друзей и знакомых, 30 % проходили мимо наших магазинов и только 5 % узнали о "ПАНИНТЕРЕ" из СМИ. Нам нет нужды вкладывать деньги в рекламу, так как все, что мы производим, раскупается на 100%. Какие еще нужны доказательства нашей конкурентоспособности?
- Продаете ли вы свою продукцию за пределами страны?
- Пока у нас нет таких производственных мощностей. У нас много заказов, но потребности рынка превышает наши возможности. Наш рост составляет 30% в год, и все это продается, поэтому сейчас мы работаем только на российском рынке. 70% нашей продукции реализуется в Москве и 30% - в регионах, это примерно 46 городов России.
- Александр Степанович, а почему, помимо выпуска одежды, вы решили заняться производством молочной продукции?
- Это, как и многое в моей жизни, вышло случайно. Я давно хотел заняться сельским хозяйством для души, меня тянуло к земле. В 1990 году я получил от администрации Клинского района московской области 300 га земли рядом с Завидовским заповедником, где впоследствии и был построен молочный завод. Постепенно стал создавать свою торговую сеть, у нас уже довольно много павильонов "ПАНИНТЕР", торгующих свежей, натуральной молочной продукцией из Подмосковья (молоко дневной дойки, сливки, сметана, ряженка и др.) по всей Москве. В скором времени таких павильонов будет гораздо больше.
- Ваша идея создать "Школу молодого предпринимателя" - это желание поделиться собственным опытом с молодежью?
- При колоссальном количестве экономических вузов, реальных предпринимателей в стране можно по пальцам пересчитать. Да может ли быть по-другому, если лекции в институтах читают усталые тетеньки, вряд ли имеющие представление о том, как построить собственный бизнес. Как говорится, тот, кто умеет - делает, а тот, кто не умеет - учит. А как в таких условиях молодому, способному и деятельному человеку без поддержки встать на ноги? Вот мы и решили им помочь. Наш молодежный проект рассчитан на две возрастные категории: подростки 14-17 лет и молодые люди от 18 до 22 лет. Но так как обучение у нас бесплатное, то отбор очень жесткий - мы выявляем способности к предпринимательской деятельности, поэтому получить наш диплом смогут только самые талантливые ребята, которым впоследствии мы поможем реализовать свои проекты. Кстати сказать, уже на первое занятие к нам пришло 600 человек. И семинарские, и практические занятия проводятся на базе концерна "Панинтер", методическая и научная поддержка осуществляется Высшей школой экономики. Несмотря на то, что наш диплом не имеет юридической силы, это хорошая рекомендация для устройства в солидную компанию, означающая, что молодой человек действительно талантлив, а ведь диплом любого другого вуза можно просто купить. Кроме отыскивания "предпринимательской искры", мы помогаем молодому человеку найти свой путь, пытаемся уберечь его от негативных сторон нашей жизни.
- А издание классики - это тоже дело для души?
- Проект "Золотая библиотека русской классики" от Пушкина до Набокова в тридцати томах (издательство "ПАНЪИНТЕР") - некоммерческий. Книги объемом 1200 страниц отличного полиграфического качества стоят всего 70 рублей. Я вижу, что люди хотят читать классику, например весь тираж А.С. Пушкина - 6 тысяч экземпляров - был сразу же распродан, пришлось допечатывать еще 4 тысячи. Далеко не каждый может позволить себе покупать книги за 250-300 рублей, но это не значит, что лучшие образцы русской литературы должны быть доступны только избранным. Такой подход неминуемо приведет к духовному обнищанию нации, а в этом случае разговоры о возрождения России нелепы и бессмысленны.
© Наталья Барабаш, 1999.
© газета “Носорог для руководителя», декабрь, 1999
А тут еще пара интересных ссылок - еще одно
его интервью и интервью
его женыl, которая, насколько мне известно, теперь возглавляет концерн.