Сегодня в Питере начинается очередной этап судилища над людьми, которые пытались показать нам, что нельзя, смертельно опасно жить сиюминутными «призраками развития». Суды будут решать сегодня - не продлить ли еще на 3 месяца содержание в тюрьме для «арктической тридцатки». Предлог мощный - «грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу» в безлюдном, суровом Печорском море километрах в пятидесяти от берега. Обвинение исходит от Следственного комитета РФ, поведение которого внушает все больше и больше сомнений в его адекватности. Странно не только нам.
Самый свежий и показательный комментарий сегодня я увидел в письме Олега Перегона (украинский «Зеленый фронт»), в котором описывается ответ СК РФ на обращение в защиту экипажа «Арктик санрайз».
Ответ состоит всего из нескольких строчек, но зато каких! Впрочем, диагноз психиатры тоже иногда пишут очень коротко.
Из коротенькой отписки СК следует несколько выводов:
Первый выглядит фантастически откровенно, но ведь это документ! СК передал обращение в свое подразделение в Питере потому, что это самое подразделение не принимало никаких решений по интересующему «Зеленый фронт» вопросу. Напрашивающийся вывод - когда сказать нечего, надо любым способом «перевести стрелки» на того, кого можно в случае громкого скандала уволить и замять дело.
Второй вывод заключается в том, что СК РФ не осведомлен о ситуации и ему нечего сказать о деле, которое буквально лихорадит десятки стран, в том числе и Россию, последние месяцы. СК не читает газет, не слушает радио, не смотрит телевизор. Это похвально для обычного человека, но совершенно неадекватно, если мы говорим о столь значимом правоохранительном органе.
Третий вывод в том, что у СК две политики и двойные подходы. В медиапространстве СК проявляет недюжинную осведомленность обо всех нюансах захвата и заключения гринписовцев. Его пресс-служба и г-н Маркин неоднократно комментировали, объясняли происходящее. Значит, знают, а если знают, то почему делают вид, что не знают?
Вывод четвертый, на котором делает особый акцент Олег Перегон, в том, что профессионалы в СК РФ понимают, в какую авантюру их втравили. Они лихорадочно стараются придумать, как отвести от себя удар. Об этом немного подробнее.
Если разобраться досконально, то в действиях протестующих на газпромовской Приразломной не было ни пиратства, ни хулиганства, а распространение соответствующей юрисдикции России на место «действия» крайне сомнительно исходя из международного и российского права. По сути дела - дела СК очень плохи. По мнению «Зеленого фронта» дела плохи настолько, что работники СК прикидывают, как вести себя на грядущем суде.
Позволю себе привести тут прямую цитату из
заявления украинских коллег. «Уже всем давно ясно, что за похищение граждан в нейтральных водах придется отвечать. Причем не на письма отвечать, а перед законом, и расплачиваться за игру с международным правом придется своей свободой. Или идти на конфронтацию со всем миром, прекратить плавать в иностранных водах, потерять все имущество за рубежом и так далее. Международные процессы ведутся долго, но исход такого дела предрешен. Нет, можно, конечно, пугануть ядерной боеголовкой. Но не весь же мир... Тем более даже под угрозой ядерного взрыва от морского права и от прав человека никто не откажется. Ибо последствия будут страшнее ядерной войны. То есть и ежу понятно, что нынешней администрации Российской Федерации придется кого-то «слить». И вот, Следственный комитет Российской Федерации загодя переводит стрелки на свой петербургский филиал, мол, мы здесь ни при чем, это все они. Учитывая, что письмо адресуется зарубежной организации «Зеленый фронт» - это сигнал не столько нам лично, сколько всему миру: мы ни при чем, если что, требуйте наказания питерских следователей...
Здесь хочется напомнить господам следователям некоторые особенности Нюрнбергского процесса. Там подсудимые тоже говорили: «Мы ни при чем, это все наши руководители да подчиненные». Первые-де давали неправильные приказы, а вторые-де неправильно понимали их распоряжения. Конец процесса вы, надеюсь, помните…».
Аналогия с Нюрнбергом, кажется мне более чем оправданной, так как борьба гринписовцев с уничтожением Арктики (а далее и всего мира) не менее «священна» чем война 1941-45 годов. Вновь на кону не геополитические авантюры, а жизни наших детей. Это не громкие слова - это простой жизненный факт. Его трудно и непривычно признавать очень многим нашим согражданам. Точно так же, как когда-то невозможно было представить себе, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот.