Баргузинская жуть

Jan 30, 2013 08:44

Когда я обнаружил на своем телевизоре канал «Моя Планета» - поначалу радовался. Хотелось отвлечься от мути, заполонившей все стандартные каналы, посмотреть на природу, в том числе российскую. Потом что-то стало напрягать. Долго не понимал, что же. Потом наткнулся на «произведения» Баженова, который уже стал образчиком пошлости и подтасовки (разбор его перлов - http://maxim-ryzhov.livejournal.com/111635.html ).

Но и это мне казалось лишь одной из ложек дегтя в бочке меда, который все-таки еще можно как-то употреблять. Но вчера, мне все стало ясно с эти каналом. Не зря, ой не зря приятели экологи и кинематографисты критиковали сей канал, как откровенно пропагандистский, непрофессиональный ресурс.

Посмотрел я фильм из цикла «Заповедная Россия» - «Баргузинский заповедник». Сразу скажу- ужасное впечатление произвело. У этого сюжета есть лишь одно несомненное преимущество. В нем нет ведущего, как это принято в подобных передачах на «Моей планете». Это действительно успех!



Если бы и тут присутствовал несущий дежурную чепуху (ведь чаще всего ему сказать от себя просто нечего) ведущий, который приседает, выворачивает голову, кривит рот, разводит и машет руками, а иногда двигается так, как будто у него вывихнуто все тело… тогда сюжет вообще невозможно было бы смотреть. Ну только если через силу, как на работе, за деньги.

Итак, начинается с общих симпатичных, бессмысленных кадров, стандартно. Только странно, что там появляются два одинаковых кадра с проездом. Один, правда, снят на более широком угле. Ну да ладно.
Потом неожиданно появляется катер Ярославец, кои наиболее распространены на Байкале. Он идет по Чивыркуйскому заливу с потрясающими и характерными пейзажами. Вдруг появляется мужик в камуфляже и… конечно же! с биноклем, вглядывающийся вдаль (один из кадров вновь тот же самый что и в начале сюжета).

Звучит симфоническая «голливудская музыка» и проникновенный голос сообщает великую тайну: «25 лет Михаил Коновалов ходит (запомним это слово!) по Байкалу. Последние десять служит капитаном на теплоходе…». Тут опят тот же характерный кадр, что в начале.. .

Потом ни с того, ни с сего: «Образован Баргузинский заповедник…» и пошло описание из учебника: где заповедник, что заповедник, зачем заповедник. Все это под залихватский звон электрогитары. Вообще, надо сказать, что музыка в этом сюжете весьма странная. Существует она как бы сама по себе, забивая сюжет, мешая видеоряду.

Однако вернемся - подача информации о Баргузинском заповеднике сопровождается мешаниной кадров, снятых как там, где заповедник расположен, так и в Чивыркуйском заливе - это от конторы заповедника в Давше, которая также присутствует в кадре, более 80 км!

Катер стоит в знаменитой Змеиной бухте, где расположены замечательные горячие источники - давний популярный туристический объект. Конечно, как без них снимать сюжет о Баргузинском заповеднике? Хотя и там есть свои горячие источники. Ну да ладно - авторы подстраховались - капитан в кадре интересуется погодой, узнает, что в Байкале шторм и говорит: «Ладно, стоим». При этом, заметим, в кадре нет никаких штормовых признаков! Хотя диктор за кадром трагично говорит о больших волнах, плыть (! - помните выше я просил запомнить слово «ходит»!) при которых крайне опасно. И тут в кадре появляется волна - обычная прибойная, маленькая.

Что еще интересно - с самого начала и вот до этого описания шторма в кадре несколько раз появляются одни и те же птенцы чаек на воде у катера. Только первый раз они во вступлении, в «байкальском размахе»; потом смотрят, как капитан с биноклем выходит из рубки; потом они «провожают» капитана в его прогулке по катеру на фоне рассказа, что ах!, на Байкале большая опасная волна. Потом они свистят, выпрашивая еду, в то время, как капитан рассказывает где Байкал, а где бухта Змеевая. Кстати, как я точно угадал все до этого момента! Но тут меня замучил вопрос - как они добрались до Чивыркуйского залива? Ведь попасть туда на Ярославце минуя открытый Байкал крайне затруднительно. Так зачем же капитан объясняет где Байкал, если они только что оттуда пришли?

Потом идут благоглупости (закадровым текстом, хотя у них есть целый капитан, который мог бы рассказать это от себя, со своим отношением и чувством!) про изменчивую, осеннюю байкальскую погоду. Сопровождаются они вялыми, повторяющимися кадрами. Такое впечатление, что группа сидела все время в горячем источнике, вместо того, чтобы воспользоваться стоянкой в таком красивом месте и поработать как следует.

Почему-то диктор упорно называет Чмвыркуйский залив бухтой, ну да ладно.

Ну, наконец добрались до Давши. Уф! Устал смотреть аж! А всего-то прошло 6 минут. Хотя как сказать - это уже формат настоящего документального фильма.

Знаете, я дальше даже не буду подробно комментировать эту подделку под фильм. Так, отмечу особенно бросившиеся в глаза вещи.

На фоне слов «баргузинская земля никогда не подвергалась антропогенному воздействию» в кадре идет чистейший «антропоген», мало походящий на истинные биотопы этого региона.

На словах про гордость России - баргузинского соболя (из-за которого создали заповедник, который является эталоном нетронутой природы) идут кадры вторичного прибрежного ландшафта, потом идет непонятная панорама по «деревенской» речке, по комлю упавшего дерева и останавливается непонятно на чем - между торчащими корнями комля и жидкими ветками прибрежного куста «ракиты».

На 8.23 примерно монтажер вставил кадр, где оператор толкнул камеру и кадр «прыгнул».

Неудачный кадр - идет зам по науке и рассказывает о соболе - историческую справку. Идет с егерем и вроде как рассказывает ему, хотя тот и так должен это знать. При этом рассказывает как-то на закадрового слушателя - это заметно - впереди идет кто-то кому это и говорится. При этом беря в кадр рассказчика, оператор обрезает его спутника егеря - в кадре болтается «обрезок» человека - очень неприятно. А потом эти коллеги как-то очень-очень быстрым шагом расходятся в разные стороны по разным тропинкам в деревне. Странно, как будто поругались.

«Рябчик - птица растительноядная, но служит кормом для мелких хищников». Вот о чем эта фраза?! Почему Но!

«… это лишь малая часть фенологии - науки о сезонных наблюдениях за растениями»!!! Для справки - «фенология - система знаний о сезонных явлениях природы, сроках их наступления и причинах, определяющих эти сроки». Отнюдь не только растения тут изучаются.

На 14.08 и на 16 52 - одинаковые кадры, только один общее, другой крупнее.

Катер идет и почему-то именно диктор, а не член команды или капитан начинает набивший оскомину рассказ: «С Байкалом тут принято обращаться на Вы… его уважают и боятся… одни из самых сильных и разрушительных ветров на Земле (!!! Это просто супер открытие!!!) рождаются именно здесь… Култук, Сарма, Баргузин, Ветер Северный (Золотые купола - Ветер северный?)… и уносят попадающих в смертельный поток животных». Интересно, на канале есть редактор-филолог? Или - зачем, «мы же не книги выпускаем»! Надо сказать, что лишь Сарма еще может как-то претендовать на вхождение в семью самых сильных ветров мира. Остальные обычные ветра, которые, конечно, бывают и довольно сильными. Как все.

Вообще тексты - это отдельная беда наших горе-киноделателей. Это совсем отдельная и трагическая тема для разговора.

19 51 - «Пока не испортилась погода, корабль поплывет обратно» - вновь вспомним мою просьбу запомнить те слова вначале. Моряки говорят, что плавает только дерьмо, но никак не плавсредство - оно ходит. Далее, корабль - это военное плавсредство, а мирное - судно, катер, пароход, теплоход… как угодно, но не корабль.

20 29 - видно по дрожанию кадра как у оператора бьется сердце - он взбежал на пригористый берег, чтобы успеть снять общий план катера на фоне Байкала.

Ужасный, стандартный, кичевый конец с глубокомысленными соображениями у вечернего костра, с благостными
стандартными фразами о «гореизме» и самоотверженности ученых, о спасении соболя и прочих благоглупостях.

В целом, хочу также отметить такую характерную особенность этого «произведения» - периодически появляющийся набор дежурных, не связанных между собой кадров, особенно когда надо заполнить видеорядом отвлеченный справочный закадровый текст.

Ну и конечно убивает реклама - когда на фоне байкальских пейзажей или на разговоре о неизбывной ценности нашей природы Байкала, вдруг возникает псих, который уворачивается от пуль биатлониста, или «всплывает» Емельяненко и грозит кому-то кулаками.

В общем произведение совершенно ужасное. Я люблю и интересуюсь Байкалом. Бываю на нем каждый год. Стараюсь смотреть все, что про него снимают. Но это смотреть было неинтересно, а потом и противно.

За такие поделки, я считаю, надо сразу увольнять.

А сляпала все это ООО «Единая медиа группа», которая и на этот год пытается набрать весьма крупные гранты на производство вот такого «продукта» у Русского географического общества - одной из старейших, уважаемых, авторитетнейших организаций серьезно изучающих наш мир. Выпуск от ее лица подобных поделок - это прямая дискредитация!

Ну вот, посмотрите сами:
http://test.rutv.ru/brand/show/episode/110132

Байкал, кино, потребитель, культура, политика, ООПТ, природа, видеофакт, маразм, экообразование, заповедник, бюрократы, журналистика, идиоты, всемирное наследие

Previous post Next post
Up