Бывший директор Кавказского заповедника, пришедший в свое время на смену "охотоустроительной" администрации написал резкое письмо, с которым можно спорить, но прочитать и запомнить его "постулаты" просто необходимо... на будущее. Кто кого "съел", кто кого использует...
Директору WWF России Игорю Честину ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО:
Как известно, 12 марта 2010 года на территорию Цейского государственного заказника федерального значения, подчиняющегося Северо-Осетинскому государственному природному заповеднику, были выпущены 9 зубров кавказско-беловежской линии, завезенные из питомника Приокско-Террасного государственного заповедника. В течение трех месяцев (с конца ноября 2009 года) зубры находились на карантине в вольерах Северо-Осетинского государственного опытного охотничьего хозяйства. Согласно интервью участников эксперимента по интродукции европейского зубра в горах Северного Кавказа, мероприятие прошло успешно и, со слов координатора по биоразнообразию WWF России Владимира Кревера, в конце лета ожидается доставка в Северную Осетию еще 10 зубров из Приокско-Террасного заповедника. Кревер также подчеркнул, что в планах фонда довести популяцию зубра в Цейском заказнике до 60-80 голов и создать пять-шесть подобных группировок зубров вдоль всего Кавказского хребта.
При этом почему-то умалчивается, что в конце ноября прошлого года в Северную Осетию было завезено не 9, а 10 зубров. Куда делось одно животное вида, занесенного в Красную книгу Российской Федерации, никто официально информации не дает. Росприроднадзор по Южному федеральному округу 3-го марта этого года сообщил, что в соответствии с Разрешением (распорядительной лицензией) N° 7 от 20.10.2009 г. в Северную Осетию для вольного разведения были доставлены 10 голов европейских зубров. Внастоящий момент для адаптации животных к новым условиям осуществляется их передержка на территории Северо-Осетинского опытного охотничьего хозяйства. Состояние животных хорошее.
Получается, что вокруг судьбы одного зубра существует завеса молчания, а сам факт его исчезновения полностью скрыть не удалось, так как мероприятие по выпуску зубров в угодья после карантинной передержки происходило гласно, в присутствии журналистов. Отсутствие зубра сотрудниками WWF России, представителями власти Северной Осетии и научного коллектива Северо-Осетинского государственного природного заповедника втихую замалчивается. Куда же исчез зубр? Неужели попал под выстрел какого-то местного царька или был съеден голодными местными жителями? Ответ гораздо прозаичнее, хотя и гораздо
страшнее этой самой прозой жизни! По неофициальной, но достоверной информации от активистов-природоохранников СевернойОсетии, зубров, привезенных из Приокско-Террасного заповедника, при карантинной передержке заморили голодом. Их попросту не кормили. Один из десяти зубров в результате погиб, а остальные находились в таком состоянии, которое представители WWF России назвали "перенервничали при загрузке". К чести рядовых работников Северо-Осетинского охотничьего хозяйства, только благодаря их уходу угроза голодной смерти была отведена от остальных зубров первой партии. Дошло до того, что егеря из жалости к животным кормили зубров кормами, принесенными из дому.
Куда же делись деньги, выделенные WWF России на содержание переселяемых зубров, включая их кормежку в вольерах и последующие биотехнические мероприятия после выпуска на волю?
Кто осуществлял контроль за расходованием этих немалых средств (по слухам, более 400 тыс. евро)? Ведь, со слов ведущего научного сотрудника Северо-Осетинского заповедника Павла Вейнберга, за состоянием зубров в карантинной вольере постоянно наблюдали специалисты. Похоже, деньги растаяли как весенний снег, учитывая заявления сотрудников WWF России и Северо-Осетинского заповедника об отсутствии необходимости каких-либо биотехнических мероприятий в Цейском заказнике. Однако любой мало-мальски грамотный охотовед знает, что интенсивная подкормка на первых порах при интродукции зверей на новом месте обязательно нужна! Даже при изобилии местного корма, хотя бы в качестве поддерживающего и удерживающего фактора.
Похоже, что эксперты проекта WWF России по восстановлению зубров на кавказе вообще плохо знают ситуацию у себя дома. Как иначе объяснить недоумение того же Павла Вейнберга, не понимающего, куда в Северной Осетии деваются последние 10 лет зубры из
местной природной популяции, сформированной еще в 60-е годы прошлого столетия? Хотя ответ на этот загадочный для научного работника подведомственного МПР России заповедника вопрос знает даже Министр охраны окружающей среды и природных ресурсов Северной Осетии Таймураз Мильдзихов: "Ни для кого не секрет, куда делись зубры: большую часть истребили браконьеры".
Вот потому у меня, Игорь, возник вопрос: к чему вся эта возня с восстановлением зубров на Кавказе? Да еще густо приправленная "наездами" на Кавказский заповедник, который имеет огромныйположительный опыт восстановления природной популяции зубра на своей и прилегающей территориях после полного истребления кавказских горных зубров в 20-е годы прошлого столетия? Какая разница для природы и людей, какой зубр живет в горах Кавказа, чистокровный беловежский или гибрид с бизоном? Мне кажется, главное, чтобы зубры в принципе жили, а не истреблялись или перевозились с места на место в целях отмывания огромных сумм денег, которыми щедро снабжают WWF России его многочисленные спонсоры и благотворители. Лично у меня создалось впечатление, что весь проект затеян для того, чтобы пропиарить деятельность WWF России на Северном Кавказе и "прикормить" власти маленьких, но гордых кавказских республик. На подкормку самих зубров денег, скорее всего, уже не хватило. Пожалуйста, развейте мои сомнения! Или подтвердите их, но тогда откажитесь, как честный человек, от продолжения проекта по издевательству над зубрами!
Также прошу пояснить, до каких пор будет пиариться инициированный WWF России проект по восстановлению переднеазиатского леопарда на территории Кавказского заповедника? Сейчас это уже даже не смешно. Проект явно не проработан ни с технической, ни с научной позиций, о чем я говорил еще пару лет назад. О каких биотехнических мероприятиях по увеличению численности копытных на территории Кавказского заповедника говорят эксперты WWF России, если законом запрещено любое вмешательство в природные процессы на заповедных территориях? Или природоохранное сообщество чего-то не знает, и в новую редакцию федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", проект которой готовил WWF России, уже внесены соответствующие поправки? Непонятно также, каким образом будут успешно размножаться леопарды (строгие индивидуалисты) в вольерном комплексе (скорее, зоопарке), построенном на потанинские деньги на его же горнолыжном курорте "Роза-Хутор" в Красной Поляне? И каким образом будут формироваться пары, если сейчас один из двух самцов (по кличке "Аллоус") к размножению к неволе не способен, а привезенные из Ирана две самочки станут половозрелыми в лучшем случае через год-полтора? Зачем вводить в заблуждение Министра природных ресурсов и экологии России Юрия Трутнева, чтобы он потом рассказывал журналистам всякую чушь про бегающих через два года по кавказскому лесу леопардятах, потомках нынешних потанинских сидельцев?
И, напоследок, прошу убрать с сайта WWF России информацию о том, что WWF России построил в Гузерипле музей природы Кавказского заповедника. Стыдно для такой солидной организации присваивать себе чужие заслуги. Ведь на самом деле музей природы на кордоне Гузерипль был восстановлен за счет средств, выделяемых Немецким обществом охраны природы (NABU) еще с 2001 года, силами работников самого Кавказского заповедника. Участием WWF России там и не пахло!
С уважением, Валерий Бриних, эколог