Французский агент, аквалангист секретной службы Жан-Люк Кистер (Jean-Luc Kister), который 30 лет назад участвовал в подрыве судна Гринпис Rainbow Warrior, впервые выступил публично и извинился за свои действия.
Он до сих пор винит себя в том, что участвовал в минировании, в результате которого погиб фотограф Фернандо Перейра (Fernando Pereira).
http://www.theguardian.com/environment/2015/sep/06/french-spy-who-sunk-greenpeace-ship-apologises-for-lethal-bombing взорванный «Rainbow Warrior», фото Гринпис
«Мы не фанатичные убийцы. На моей совести смерть невинного человека, и совесть требует принести извинения и дать объяснения» сказал Жан-Люк Кистер в интервью французскому журналисту и основателю сайта Mediapart.fr Эдви Пленелю (Edwy Plenel).
http://www.mediapart.fr/journal/international/060915/le-dernier-secret-de-l-affaire-greenpeace Агент заявил, что парижские политики отвергли другие предложения по «работе» с Гринпис. Жан-Люк Кистер вспоминает их слова: «Надо быть готовыми ко всему. Нам нужны более радикальные меры. Вы должны потопить их. Это несложно: чтобы потопить корабль нужно просто сделать в нём дырку». В интервью новозеландскому телевидению TVNZ
https://www.tvnz.co.nz/one-news/new-zealand/exclusive-rainbow-warrior-bomber-breaks-his-silence-after-30-years-q09219.html он описал операцию так: «Это как раздавить комара боксерской перчаткой. Действия Гринпис никак не соответствовали столь жёсткому отпору. Это были несоразмерные действия, но мы должны были выполнять приказ. Мы были солдаты».
Жан-Люк Кистер сказал, что закладывал мины с молодым агентом Жаном Камасом (Jean Camas). Они были частью команды из 12 специалистов Direction générale de la sécurité extérieure (DGSE), участвующих в операции, одобренной руководством Франции. Агент признаёт, что эта операция была недостойной, и она стала грандиозным провалом. Он настаивает, что никто не ставил целью убийство и обвиняет французских политиков в «измене», так как они раскрыли его имя и его роль в произошедшем.
В ответ на эти откровения Гринпис заявил: «Человек был принесён в жертву абсурдным государственным интересам. Нападение было преступлением, а не несчастным случаем, как его до сих пор пытаются представить. Извинения не вернут Фернандо, но они ещё раз доказывают, что наш товарищ был невинной жертвой государственного произвола. Ведь это теперь признаёт даже представитель французских спецслужб».
30 лет назад Rainbow Warrior сделал остановку в Окленде (Новая Зеландия) на пути к атоллу Муруроа в южной части Тихого океана во французской Полинезии, где Франция проводила ядерные испытания. Французские агенты, представляясь швейцарскими туристами, заранее посетили открытое для экскурсий судно, чтобы провести рекогносцировку.
Первая мина разорвалась 10 июля 1985 года в 23.38, когда многие из экипажа уже спали. Фернандо Перейра, бросился в каюту, чтобы спасти фотокамеры. Каюта была ниже ватерлинии и когда взорвалась вторая мина, у него не было шансов спастись. 35 летний борец за мирную и зелёную планету погиб.
Фернандо Перейра, фото Гринпис
Париж отрицал причастность к трагедии под кодовым названием «Operation Satanique» и называл случившееся терактом. Судя по документам, опубликованным в 2005 году газетой «Гардиан», Франция пыталась обвинить во взрыве британскую разведку.
http://www.theguardian.com/uk/2005/nov/28/politics.freedomofinformation Однако, французский след был обнаружен довольно быстро и власти страны принялись утверждать, что никого не хотели убивать.
Капитан Rainbow Warrior Питер Вилкокс (Peter Willcox) так комментировал эту попытку оправдаться: «Мины были очень мощными, так что чудом никто больше не погиб. Первая мина проделала пробоину в моторном отсеке размером шесть на семь футов! Вторая мина была прикреплена к валу ходового винта…».
В 1987 году под давлением международного сообщества Франция выплатила Гринпис $8,2 млн ущерба, что помогло ввести в строй новое судно. . Какую-то сумму выплатили и семье Перейры, но сколько - не известно. В 1996 году она прекратила ядерные испытания на атолле Муруроа.
Ещё несколько фактов:
Два французских агента (Dominique Prieur и Alain Mafart), которые представлялись туристами, признали себя виновными в непредумышленном убийстве и умышленном повреждении имущества. Их приговорили к 10 и 7 лет заключения, но вышли они на свободу в течение двух лет. Другие участники взрыва попросту «исчезли».
В то время, единственными среди официальных лиц, «поплатившихся головой», стали министр обороны Шарль Эрню (Charles Hernu), который ушёл в отставку, и глава DGSE Пьер Лакоста (Pierre Lacoste) - он был разжалован.