О религиозном и мирском отношении к природе и законам

Jun 19, 2015 13:45

Впервые в истории Папа римский выпустил полноценную экологическую энциклику. Посвящена она в первую очередь проблемам с климатом, но так как основополагающий закон экологии гласит: «Всё связано со всем», то, по сути, она посвящена в целом отношениям человеческого общества к окружающему миру.
Папа «написал» почти двести страниц, приглашая людей заботиться о нашем общем доме. Он упомянул загрязнение воды и воздуха, промышленные выбросы и токсичные отходы, погодные катаклизмы, заключив, что «к предсказаниям Судного дня более нельзя относиться с иронией и пренебрежением».

В этой связи интересно, что излагает в экологической проблематике РПЦ. Оказывается, тут есть о чём поразмыслить!



Папа Франциск закономерно поясняет, что налицо отнюдь не столкновение разных кризисов, а один большой кризис, который имеет и социальный, и экологический характер. Папа призывает к изменению образа жизни, моделей производства и потребления: «Обновление наших отношений с природой невозможно без обновления самого человечества».

Папа критикует современную модель развития, предполагающую интенсивное использование природных ресурсов и следование концепции свободного рынка. Глобальные проблемы не могут решаться «путем увеличения доходов компаний и людей»! В связи с этим папа Франциск изложил давно витающую в воздухе мысль о разумном самоограничении: «Никто не предлагает вернуться в Каменный век. Но мы должны остановиться и взглянуть на мир другими глазами»; «Мы не бог. Земля существовала до нас и была дарована нам».
Последние слова практически совпадают со старым добрым лозунгом экологов: «Мы не получили Землю в наследство, а взяли взаймы у своих детей».



Теперь посмотрим на доктрину РПЦ.

Немного истории - в 2000 году, когда В.Путин, придя к власти, ликвидировал государственный экологический надзор, к главе РПЦ поступало много обращений поддержать закономерный протест против этого ужасного, античеловеческого решения. Тщетно.

После этого долгое деятельность РПЦ как-то не располагала к подозрению, что у неё есть политика по экологическим проблемам. Однако, как оказалось, есть! Это некая Позиция Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии.

В ней немало правильных слов, совпадающих с мнением Папы римского. К примеру, «Единственная возможность восстановить здоровье природы состоит в духовном возрождении личности и общества, в подлинно христианском, аскетическом отношении человека к собственным потребностям, обуздании страстей, последовательном самоограничении».

В то же время в Позиции есть тезисы, которые совершенно противоречат основам экологии: «человек является домоправителем сотворенного мира и призван поклоняться не природе, а единому Творцу»; «Церковь ежедневно молится… об избавлении от… вредоносных животных» и пр. Многие положения этого документа слишком похожи на старый и недобрый принцип «Природа для народа - бесплатный магазин».
К сожалению, этот принцип уже не раз и не два проявлялся в повседневной практике деятельности РПЦ.

Декларация гласит: «Священнослужители и миряне призываются к активной деятельности, направленной на защиту природы и окружающей среды».

На практике мы видим многочисленные экологические конфликты между священнослужителями и мирянами в области строительства новых храмов, которые, почему-то стараются размещать в уцелевших зелёных зонах городов. Отсюда многочисленные скандалы, вроде вот этих:

Митинг в Лосиноостровсом районе г. Москвы против захвата Джамгаровского парка под строительство храмового здания РПЦ

Проект строительства очередного храма РПЦ на территории парка Малиновка лоббирует депутат Виталий Милонов, за что парк и ситуацию вокруг его застройки прозвали «Милоновкой».

Жители московского района Гольяново написали открытое письмо Сергею Собянину с просьбой защитить их парк от передачи Русской православной церкви.

Мэрия Саратова отклонила проект расширения земель РПЦ под строительство храма в парке имени Юрия Гагарина.

В городе Балашов собирают подписи против строительства собора в городском парке.

Стихийный протест жителей Рязани против строительства храма РПЦ МП в Парке морской славы.



Декларация гласит: «Большим потенциалом для практической реализации православного подхода к экологии обладают монастыри и приходы, которые включают в жизнь общины заботу о природе».
Практика же показывает пренебрежение экологическими нормами и законом. На этот раз Валаамским монастырём.

Недавно Гринпис предложил министру экологии Карелии прекратить незаконное строительство на территории природного парка «Валаамский архипелаг».



По сообщению местных жителей, на особо охраняемом острове Валаамского архипелага - Сухой, он же Оборонный, он же Келисари - появилась тяжелая строительная техника. Здесь «во исполнение программы развития скитской и пустыннической жизни Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, одобренной Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, произошла закладка нового скита».



Закон запрещает строительство таких объектов, равно как и запрещает уничтожать строительной техникой редкие виды растений, занесенных в Красную книгу Карелии. Совершенно недопустимо подобное освоение островов, которые являются особо ценными территориями Валаамского парка, где скапливается на залёжках редкая ладожская нерпа - один из трёх пресноводных видов тюленей, существующих в мире!



Может ли это остановить РПЦ в освоении нетронутых территорий?

Ответом на это звучит речь Патриарха Московского и всея Руси Кирилла: «Одна мысль посетила меня, когда я находился в патриаршей пустыне (на Байонном острове - ред.). Я смотрел на близлежащие острова, на которых нет никаких знаков монастырского присутствия. Это безлюдные, необитаемые острова. И подумал: может быть, задачей нашего поколения является создание на каждом валаамском острове скита».

То, что эта позиция в корне противоречит не только энциклике Папы, но и Позиции РПЦ по актуальным проблемам экологии, говорить излишне.



Фото Гринпис

фотофакт, всемирное наследие мое кино, природа, мироощущение, животные, религия, Ладога, произвол

Previous post Next post
Up