Если спросить у людей, когда Россия воевала с Францией, то в первую очередь, конечно, вспомнят Крымскую войну 1853-1856 гг., Отечественную войну 1812 г., итальянский и швейцарский походы А.В. Суворова 1799 г. Но когда же русские и французские войска впервые встретились на поле боя? Это произошло во время войны за польское наследство 1733-1735 гг.
В начале 1733 г. скончался польский король Август II, который был также курфюрстом саксонским.
Согласно польским законам нового короля должен был выбрать сейм - сословно-представительный орган. На сейме развернулась борьба между двумя кандидатами: Станиславом Лещинским, которого поддерживали Франция и Швеция, и Августом Саксонским (сыном Августа II), которого поддерживали Россия, Австрия и Саксония.
Под давлением Швеции и Франции сейм избрал королём Станислава, однако часть участников сейма не согласилась с этим избранием. Они покинули сейм, перебрались в Прагу и провозгласили Августа королём Польши.
Лещинский был врагом России ещё со времени Петра I. Поэтому русское правительство не могло смириться с его избранием. Поляки - сторонники Августа - обратились к России за помощью. Поначалу в ход была пущена дипломатия, однако это ни к чему не привело: сторонники Станислава крепко держались за своего кандидата, которому свою помощь обещала Франция. В результате в Польшу были отправлены русские войска.
Станислав Лещинский 22 сентября 1733 г. выехал из Варшавы в Данциг (Гданьск), а 30 сентября к берегам Вислы подошёл 20-тысячный русский корпус под командованием фельдмаршала Леси (Ласси). В конце 1733 года Леси получил указ выступить к Данцигу против Станислава Лещинского.
Под Данциг отправили первую военную знаменитость империи - фельдмаршала Миниха, который впоследствии прославился своим участием в крымских походах и русско-турецкой войне 1735-1739 гг.
5 марта 1734 г. Миних приехал под Данциг и осада продолжилась: город обстреливался, были захвачены несколько укреплений перед городом. Жители Данцига решили не сдаваться в надежде на французскую помощь. При этом они вели себя достаточно пассивно. 1 апреля русские войска попытались взять сильно укреплённый форт Гагельсберг, однако были отбиты и понесли большие потери (более 2000 человек). Но осаждённые никак не воспользовались этой неудачей и продолжали дожидаться французов.
Далее процитируем С.М. Соловьёва: «13 мая показались опять на рейде 11 французских кораблей, которые также высадили войско на берег. 16 мая это войско атаковало русские ретраншаменты, и в то же время осажденные в числе 2000 с пушками сделали вылазку, но и те и другие были отбиты, причем с русской стороны отличился полковник Олонецкого драгунского полка Лесли. Узнали, что французскими войсками командует бригадир Ламотт де ла Пейруз, а число всего войска 2040 человек. Так в первый раз померились силами русские с французами. «Русские офицеры и солдаты, - по словам Миниха, - в сей акции превеликий кураж, охоту и радость оказывали и ничего так не желали, как чтоб французы еще сильнее пришли и в другой раз бы отведали». Вслед за этим Миних был обрадован прибытием саксонского войска. Русского войска с подошедшими из Варшавы отрядами было в это время под Данцигом 16337 человек.
В начале июня Миних доносил о прибытии русского флота с артиллериею на данцигский рейд, вследствие чего французская эскадра, оставив войско в Вейхзельмюнде, удалилась, и тридцатипушечный фрегат, который был при Вейхзельмюнде, при отплытии своем сел на мель; зато три русских галиота попались в руки французам, которые в своих известиях из трех галиотов сделали пять военных кораблей, нагруженных бомбами. Миних, получив артиллерию, начал делать апроши к Вейхзельмюнде и послал к бригадиру Ламотту с требованием сдачи; Ламотт снесся с находившимися в городе Станиславом и маркизом де Монти, и те отвечали, что намерены обороняться до последнего человека и надеются, что Вейхзельмюнде может держаться по крайней мере четыре недели, а между тем получится сильная французская помощь, и если Вейхзельмюнде будет защищаться как следует, то вся русская пехота может погибнуть. Миних дал знать Ламотту, что, по известиям от министров из Голландии и Англии, на французскую помощь не может быть никакой надежды, а русский флот уже на данцигском рейде, и если французы по истечении трех дней не сдадутся, то никакой капитуляции и пощады не получат. 12 июня французы сдали Вейхзельмюнде. На другой день сдалось укрепление Мюнде; 17 июня русский флот повез сдавшихся французов, чтобы высадить их в одном из портов Балтийского моря; отвозом французов надобно было спешить, тем более что пришло известие о вступлении в Балтийское море осьми французских военных кораблей с новым вспомогательным войском из осьми батальонов. Шведов, находившихся в Мюнде, Миних отправил с паспортами. Станислав успел уйти, переодевшись в крестьянское платье, после чего 28 июня сдался Данциг с обязательством быть верным королю Августу III; польские вельможи, находившиеся в городе, - примас Потоцкий, епископ плоцкий Залуский, воевода русский Чарторыйский, воевода мазовецкий Понятовский и другие - отдались в волю и милосердие русской императрицы. Город Данциг должен был отправить в Петербург торжественную депутацию из самых знатных граждан по выбору императрицы с просьбою о всемилостивейшем прощении; войска, находившиеся в городе, сдались военнопленными; город обязался не принимать никогда в свои стены неприятелей императрицы и заплатить ей за военные издержки миллион битых ефимков; за то, что во время осады в противность военному обыкновению звонили в колокола, город должен заплатить 30000 червонных; за уход Станислава Лещинского город должен был выплатить миллион ефимков, если не представит беглеца в четыре недели. Сдавшихся французов привезли в Кронштадт, откуда отправили в Копорье, где держали в лагере». (Соловьёв С.М. "История России с древнейших времен". Том ХХ).
Таким образом, первое в истории столкновение русских и французских войск закончилось победой русского оружия. В результате, на польском престоле утвердился король Август III, который рассматривал Россию в качестве своей союзницы. Франция также признала Августа польским королём.