В начале ХХ в. наиболее популярной философской теорией в России был марксизм, подкупавший своей кажущейся логичностью, простотой и универсальностью. Марксизм имел в России благодатную почву в лице революционной традиции русской интеллигенции и своеобразия русского национального характера с его жаждой справедливости и равенства.
Однако часть русской интеллигенции вскоре разочаровалась в марксизме, в его безоговорочном признании приоритета материальной жизни над духовной, а после революции 1905 г. был подвергнут пересмотру и революционный принцип переустройства общества.
«Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции» был выпущен в 1909 г. группой российских религиозных философов и публицистов (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, М.О. Гершензон, А.С. Изгоев, Б.А. Кистяковский, П.Б. Струве, С.Л. Франк). Некогда они стояли на марксистских позициях, но теперь стали критиковать марксизм с позиций идеалистической философии.
Авторы сборника предъявили жестокий счёт русской интеллигенции, обвинив её в догматизме, в приверженности устаревшим философским учениям XIX в., в незнании современной философии, в нигилизме, низком правосознании, в отрыве от народа, в атеизме, в забвении и охаивании русской истории и пр. Всё это привело к тому, что русская интеллигенция явилась главным подстрекателем русской революции, поставившей страну на грань национальной катастрофы. Веховцы делали вывод о бесперспективности в России идеи революционного преобразования, о том, что социальный прогресс в стране возможен лишь путём постепенных эволюционных изменений, начинать которые надо с выработки новых религиозно-нравственных идеалов, основанных на христианском учении. Русские религиозные философы считали, что официальная православная церковь, слишком связавшая себя с самодержавным государством, не может взять на себя роль спасителя русских душ.
«Вехи» провозглашали приоритет духовной жизни над общественной: «внутренняя жизнь личности есть единственная творческая сила человеческого бытия» (М. Гершензон). Смысл деятельности человека, по «Вехам», должен состоять в самосовершенствовании личности на основе глубокой внутренней духовно-религиозной жизни. Авторы сборника призывали интеллигенцию к покаянию и признанию личной вины за происходящее, что позволило бы изменить социально-экономические условия жизни в России. Вместе с тем, наряду с глубокими философскими построениями, «Вехи» отразили понимание авторами места и роли русской интеллигенции. М.О. Гершензон вынужден был признать, что она глубоко чужда народу и фактически благодарил самодержавную власть, «которая одна своими штыками охраняет нас от ярости народной».
«Вехи» подверглись резкой критике, в первую очередь, со стороны левых партий за их политическую программу, связанную с решительным отказом от любой политической борьбы. В.И. Ленин называл «Вехи» «энциклопедией буржуазного ренегатства». Даже кадеты критиковали «Вехи» и прежде всего П.И. Милюков. Одновременно появление «Вех» приветствовали писатель В. В. Розанов, архиепископ Антоний Волынский, поэт Андрей Белый.
Несмотря на широкий общественный резонанс, «Вехи» к апрелю 1910 г. выдержали четыре переиздания общим тиражом 16000 экземпляров. В 1990 г. книга была переиздана.