Так вышло, что за последние полгода я целых три раза побывал одним днем в Питере (далеко не в первый раз). Каждый раз я не могу избавиться от ощущения, что Питер - это ни разу не Европа, а как раз полнейшая Америка.
Москва же как раз европейский город.
1) Городская планировка
Начнем с того, что любой старый европейский город строился в основном не для транспорта, а для людей. В любом европейском городе, как и в Москве, улицы кривые, косые, изгибающиеся и поворачивающие, как кажется, по совершенно непонятной логике.
Вот Лондон. Типичная европейская планировка
Вот Москва. Та же типичная старая европейская планировка, во многом правда расширенная и спрямленная в сталинское время, в ходе которого всю живую материю города хотели насильственно перекроить, но не вышло.
А вот америанские города:
Сан-Франциско
Нью-Йорк
И в эту же кучу Питер.
Все это новые города, города дерзкие и смелые, которые с нуля строились уже в эпоху, когда мир встал на путь глобализации, да и технический прогресс делал свое дело.
Средневековые европейские города, в том числе Москва, строились для людей. Главным в этом городе долго был пешеход, да и технический прогресс еще не развился настолько, чтобы по улицам распугивая прохожих в стороны мчался быстроходный городской транспорт. При этом все эти кривые улочки, сейчас кажущиеся нам нелогичными в свое время выглядели совершенно нормально - они огибали неровности рельефа, пересекали мелкие речки и ручьи, виляли вдоль овражков. Только с наступлением нового времени города стали чертить на бумаге и появилась возможность выравнивать рельеф, а ручьи и речки прятать в трубы. Теперь градостроители могли рисовать идеально прямую улицу на плане, да и транспорт к 19 веку заметно приумножился и ускорился.
Ни в одном нормальном европейском городе нет такого множества широченных, длинных и прямых улиц. На мой взгляд, совершенно неуютных. Это чистейшая Америка с их Бродвеями
Отсюда плавно переходим к другому пункту:
2) Местоположение
Место для строительства многих новых города, как Питер, изначально выбиралось с расчетом их более тесной интеграции в мировую экономику. Т.е. вплоть до 20 века все эти города стоят у моря, чтобы облегчить связь с миром. Старые же города часто наоборот ставили подальше от моря. Гораздо комфортнее было жить несколько в глубине материка и на реке. А в идеальном случае, на полноводной реке, которая неподалеку впадает в море. Как в Лондоне, например
И, последнее,
3) Архитектура
Вот тут как раз самые большие "ахи" и "вздохи". Мол, вот в Питере, настоящая европейская архитектура. Ну да, европейская, новая европейская. Тут как раз Питер пошел по чисто американскому пути развития.
Не было раньше?! Ничего! Восполним и построим еще лучше чем в старом свете.
Вот типичнейшие американские здания:
Совершеннейшее стремленее нового света "догнать и перегнать". В Питере то же самое, только денег было в разы больше чем в Америке, рабочая сила условно бесплатная, а желание "догнать и перегнать" изначально исходило сверху от абсолютного монарха. Догнали хорошо, и перегнали порядочно. Многие россияне первый раз выезжая за границу и осматривая европейские дворцы и замки то и дело присвиствают и разочаровываются "Да у нас в Царском селе покруче любого Версаля". Вот именно, что покруче. Сами европейцы толпами приезжают посмотреть на эдакое диво. А уж строить самое большое и самое шикарное нам, как и американцам не привыкать.
Питер - это наш новый свет, укрупненная и обильно украшенная реплика Европы с американским размахом и комфортом.