Про музу и чудовище, :)

Mar 03, 2016 05:26

Лет десять назад прочла я эту книжку (десять же?), затем сделала карьеру в фотографии, попутно наобщавшись вдоволь с разного вида и формата "творческими людьми", а сегодня, в интересном частном разговоре после не менее интересного мастер-класса очень талантливого человека, сформулировала, наконец, свое отношение к "музе". Делюсь.
Для меня непонятны истории типа "я точно знаю, что талантлив, но мне не хватает чтобы раскрыться...", и "ну этого обычным людям не понять, потому что меня вот когда муза посещает, тогда я могу работать, а когда ее нет, то все". Особенно весело это звучит от сорокалетних дядек и тетек. Сидят такие, двадцать лет на попе ровно, и все ждут: когда же их заметят, когда же их оценят, ну когда их разглядят?
С точки зрения русской ментальности подоплека ясная: в советском прошлом высовываться, показываться, проявлять личную инициативу, высказываться было опасно, с 24го по 54й смертельно невыгодно. Но постсоветский опыт воспитал уже целое поколение, и взрощено оно в обратном маятнике: сам себя потер, искринку интереса обнаружил, натаскал/обучил, к делу пристроил, потопал - полопал. Сложно, конечно, перестраиваться на новые рельсы от скромности, возводимой в благодетель каждому ребенку еще десять лет назад, до нынешнего тотального самоакцентирования. Понимаю: неприятно, неудобно. И ходить по горлу своей песне, и отсекать социальные роли-субличности, за которые так удобно прятаться годами: "я художник", "я поэт", "я режиссер". Лично мне до сих пор в разговоре, нет-нет да зачем-то поминаются лет пять как протухшие "я музыкант" или совсем поросшие быльем (все двенадцать) "я спелеолог". Однако, все реже, потихоньку отпускает, ага, )
Но история уже сложилась, нравится нам это или нет. Мы уже тут, в этом времени, в этом пространстве, в этих правилах и условиях. Нравится или нет - мы все посреди речки, и либо ты учишься плавать, либо идешь ко дну. Выбор - только твой, ответственность - твоя же.
К чему я это? К тому, что не думала в 2016м году, в свежем интернет-пространстве (любимый сайт) обнаружить архаизмы уровня: "вот когда ко мне придет муза, тогда я доделаю этот проект". Проект, картину, обработку фото, книжку, сценарий - без разницы. Важное тут - "когда" и "муза". И если "когда" это вопрос к психологу (известная же тема, отложенная жизнь, она же жизнь в будущем: "когда похудею", "когда выйду замуж", "когда выучу английский" и тд), то "муза" это отсыл к нам, творческому сообществу. Принято романтизировать это понятие, придавать "особенность" тем, кто работает в художественной сфере, подтролливать их, мол, вы "как бы" работаете, обесценивать и труд, и продукт.
С обратной стороны свои типичные фишки: выпендриваться, мол, мы не такие как все, сбиваться в стайки, кидать камни в "офисный плангтон" ну и, конечно, все хороводы сводить к центральному понятию сообщества - понятию музы. Считается, что музу нужно "ждать". Что "без музы" ну ни хрена не выходит, как ни бейся. И что ее нужно "приманивать", "прикармливать", и всячески отлавливать, сачком для бабочек, не иначе. Что у каждого она своя, и управлять этим явлением ну решительно невозможно. Принимаю, что для многих этот так. Но, на уровне хобби, в любительской лиге, так сказать, для части восторженно настроенных людей, которым так нравится относить себя к "особенным" и "творческим", многозначительно кивать на этот факт, прикрывая косяки, и оправдывать "музой" беспорядок в голове/квартире/жизни. Удобно - слов нет, самая универсальная отмазка. Но время госдотаций на музы прошло, сейчас этот номер танцуют все реже.
Оттого будем честными: в профессиональной лиге, да еще когда ты соло, самый важный игрок, ожидания уже не прокатывают. Я изучала. Примечала. Сидела по засадам. Слушала. Наблюдала. И анализировала. Вела статистику. Ковырялась в теме. Вердикт: все успешные творческие единицы пашут. Каждый божий день. Меняя задачи, переключаясь с работы художника на работу организатора, с общительной ипостаси на закрытую, с беготни по городу на отшельничество в мастерской. В своем графике, со своими задачами/условиями/обстоятельствами, режимом/уровнем активности, но пашут. Всее. Не бывает успешных писателей, которые два дня в месяц поработали (когда муза пришла, ага), а потом такие, на ррррЭлаксе, растекаются по диванам/морям. Неа, у писателей вообще без шансов - самый четкий дедлайн: авторский лист или умри, ) И тут ну никакой разницы с офисом, ей-богу: работа за компом, с девяти до пяти. Ну разве звание покруче, да офис может быть с веселыми обоями.
Муза приходит к тем, кто навелся точно, как лазер. Сформулировал цель, распотрошил ее на задачи, разбил их на подзадачи и каждый день грызет по кусочку. Можно годами вынашивать замыслы, но когда все придумано, вызрело, сложилось, надо идти и рожать уже: делать. Одна задача приведет тебя к другой, другая к третьей, и вот ты оглядываешься - три месяца прошло, пол-картины снято, за окном весна. Результат тут важен, но едва ли больше, чем процесс. Главное - действовать: чем больше попыток, тем больше конверсия, те процент выхлопа в твою воронку усилий. А вот один раз попробовать, промахнуться, замереть в "ничего не выходит" и запомнить только это - вот это неудача, уж простите тавтологию. Ошибаются все, это нормально: пробовать, промахиваться, падать, принимать поправки на ветер, снова вставать и карабкаться - это "делать". Не болтать, не порхать, не "обмениваться опытом", а тихо, но планомерно починять свой примус. Каждый день. В своем графике. Кому-то удобно пять дней в неделю работать, а потом чинно "шалом шаббат" шаббатить. А кому-то поставить себе цель, аврально вкалывать до вменяемой точки отсечки и гудеть потом три дня, отмечая: этап завершен.
Еще страшно паразитировать на прошлых (протухших) заслугах, прикрываться ленью (жду музу), и разглагольствовать всуе. О, эти прелестные диванные критики, :) О, эти чудные: "я не снял ни одного кадра, потому что у меня нет фотоаппарата, но сейчас я расскажу тебе про смысловой центр открытой композиции" и "написать книгу может каждый, я вот, если захочу, тоже напишу". Ну да, ну да, :)
Я не верю неудачникам. Я не могу заставить себя принять финансовый совет от безработного. Совет по браку - от дважды разведенной женщины, обобравшей мужа при разделе. Совет по имиджу от дамы с перламутрово-розовой помадой или бровями-ниточками. Рассуждения о тачках от того, кто не имеет прав. И рассказы про то как надо фотографировать портреты от любителя пейзажей или морских баталий. Выслушать - да, пообщаться - без вопросов, обменяться опытом - легко. В конце-концов, их опыт это идеальный антипример: всегда можно проанализировать шаги, которые привели людей к краху и избежать их самому, это полезно. Но сделать как они хотят? Ахахаха! Заработай втрое больше меня и я с удовольствием выслушаю твой план оптимизации моих расходов. Проживи в достойном браке тридцать лет и я первая спрошу что делать с "кризисом семи и пятнадцати лет". Вырасти гения и я буду в очереди на твою методику воспитания и раннего развития, :) Но нудеть что "эта коллекция дизайнеру не удалась, я бы сделала лучше" с совершенно серьезным лицом, если ты даже не училась на эту специальность? О-ля-ля! О чем ты, милая, :)

Я люблю свою работу. Мне нравится творческая атмосфера, отсутствие воротничков и жестких дедлайнов. И мне очень приятно приходить в гости к одаренным творческим людям, у которых порядок на рабочем месте, в квартире и семье. Если они научились уважать свое время (уборка рабочего места сразу после работы сокращает время поисков канцтоваров и инструментов вдвое), то они будут уважать и мое.

P.S.: какое счастье, что у меня нет знакомых псевдохудожников, которых мог бы обидеть данный пассаж, )

#формулирую, #навеяло, #думаю

Previous post Next post
Up