На днях Надежда Шмелева получила квитанцию с оплатой за месяц.
А в ней строка «электричество»: 693,2 кВт. И общая сумма - 2300 рублей. Не слабо так для общежитской комнаты в 18 квадратов! Причем по счетчику, который Надежда установила с разрешения «электрических сетей» и чьи показания не желает сегодня снимать управляющая компания, всего за прошлый год намотало 503 кВт. Это как если вы купили два кило яблок, а с вас взяли за два с половиной. До каких же пор людей «обвешивать» будут?
Жители общежитий оплачивают свой комфорт по кондовой советской системе, внося деньги не за реально потребленное тепло, а «за отопление квадратного метра». Также со светом и водой. Пользуются услугами или нет, а платят жители одинаково - за каждый квадрат в месяц. Теплая зима или холодная, с водой жильцы или без, тоже не важно. Какой тариф установлен, столько с вас и сдерут.
- Он устанавливается «с запасом», на случай холодной зимы, - пояснил «7 дням» один из подрядчиков МУП «Сервисный центр», просивший не называть его имени. - Ведь если зима будет холодной, а тариф низким, то управляющая компания недополучит денег, окажется в долгах. А это опасно для города. Вот жильцы и платят «с запасом».
По данным метеобюро, среднегодовая температура в Усолье в последние 10 лет выросла с +5 до +7 градусов. По идее - спасибо глобальному потеплению - платить за отопление люди должны все меньше и меньше. Так почему же платят все больше?
Все общежития Усолья оборудованы теплосчетчиками. Эти приборчики стоят в подвалах и показывают, сколько всего потребил дом. По закону жители общаг должны платить по показаниям этих самых счетчиков. Их данные делятся на площадь всех комнат, и каждый платит в зависимости от ее размеров. Такой порядок прописан в постановлении российского правительства № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам». На деле же все происходит не так. Хитрее. С общаговцев коммунальщики собирают деньги по тарифу. Высокому, «с запасом». А с Иркутскэнерго они расплачиваются за реально потребленное тепло - по показаниям теплосчетчиков!
- Переплаченные тысячи надо бы оформить жильцам как зачет в счет будущих платежей, - поясняет подрядчик, - сделать перерасчет по оплате. Если, конечно, уплаченные жильцами денежки еще можно отыскать. Ведь не исключено, что главы управляющих компаний давно сумели распорядиться «излишком».
Кроме того, первые этажи всех общежитий города, кроме того, что на Комсомольском, имеют помещения в аренде, которые отапливаются и освещаются. В них не живут, а за «услуги» платят жители верхних этажей. Например, Стопани, 41, первый этаж которого долгое время пустовал и отапливался, сейчас там находится продуктовый магазинчик лишь с электросчетчиком. Карла Либкнехта, 62 - полностью первый этаж в аренде - коммисионка, магазины, круглосуточная ритуальная служба по обивке гробов. Фестивальный, 13 - первый этаж и подвальные помещения в аренде. Часть счетчиков у арендаторов стоят, большинство дурят - зачем им за все платить? В теплом цоколе по Фестивальному стоят станки, сварочные аппараты, а электросчетчик один единственный, по его показаниям и берут деньги, естественно, с прописанных жильцов - вот вам и сумма.
- Я дважды докладывал, Васильев тогда директором «Муниципального сервиса» был, им это не интересно знать, - говорит подрядчик. - Почему? Администрация поставила условие: прибыль есть - руководители получают премию. Прибыли нет - руководители не получают премию. А где прибыль взять? И как вообще на общежитиях можно прибыль нарабатывать, это же социальное жилье, его надо как можно дешевле делать, чтобы администрация помогала, а там от них прибыль ждут. А жильцы, понимаете, в основном, какой контингент? Или молодежь, которая еще ничего не понимает, или старушки, потерявшие жилье по разным каким-то причинам, или же бичи, которые вообще платить не собираются. А таких, которые бы посчитали, мало.
Ситуация со Н.Шмелевой, с которой мы начали материал, иная. Вместе с остальными жителями третьего этажа 19 дома по ул. Сеченова она два года обсуждает революционную идею: поставить счетчики на воду на этажи, а в комнаты каждому по электросчетчику. Получить разрешение «электрических сетей» ей удалось, 21 января 2009 усольчанка поставила в комнату счетчик, встала на очередь, чтобы его опломбировали, управляющая же компания «Сервисный центр» пользоваться им запретила.
- На первом этаже у них библиотека, почта, жилучасток, у них свои счетчики, - объясняет наш гид, - но там большие потери на электроэнергии из-за ветхой проводки. Кабель убитый в сопли, он сам как потребитель. На Сеченова установлен современный электронный счетчик, и все равно много крутит. Нужно покупать счетчики в комнату, в среднем он под тысячу обойдется. Это недорого - за четыре месяца вы оправдаете эту тысячу. Но ведь администрации МУП «Сервисный центр» счетчик не нужен. На кого им списывать потери?
- 17 ноября 2009 года был сбой электроэнергии, в пяти комнатах сгорела техника. Накануне Нового года в комнате на четвертом этаже загорелась проводка, был пожар. Электрик приходил, сказал: «Я бы сделал с удовольствием, но нет согласия с начальством, скажут - сделаем, нет - у вас будет постоянно свет вырубать, у вас идет одна фаза на пять комнат». Управляющая компания ничего делать не хочет, у них одна отговорка - «вы неплательщики». На нашем этаже это наркоманка, и пьющая, обе женщины лишены родительских прав, так мы бы были очень рады, если их от нас переселят. За детей страшно - я за ночь в комнате по три, четыре мыши ловлю, - говорит Александра Журавлева. - На свои деньги ремонт сделали, хотя руководство «Сервисного центра» клятвенно пообещало оплатить расходы, сказали, чтобы мы чеки не выкидывали. За свой счет белили, красили, окна вставляли (в ванной не было рамы), брус покупали, чтобы поставить двери, а ставили наши мужики. Им там, наверное, выгодно, чтобы мы так платили. Летом из крана с холодной водой кипяток бежит, света порой сутками не бывает. «У вас, - говорят, - комната приема пищи и душевые, платите». Первой сто лет уж нет, а душевые в аварийном состоянии, ими и не пользуются. Говорят «не нравится - покупайте квартиру». Или «не фиг было рожать». Были бы деньги - переехала.
Две уборные на этаж, две раковины и ванна, в которой только стирают - на одном этаже здесь 17 комнат, в каждой по 3,4 человека. После того, как сгорел их дом на Красном острове, Александра с детьми была вынуждена поселиться в общежитии. У Саши их трое, маленькому только два года, на работу - не устроиться. Чтобы содержать семью женщина согласилась работать уборщицей за 1 500 рублей. В общежитии чисто, потому что здесь убирается Саша, оплачивая за свои 18 квадратов на Сеченова 2300 рублей.
Евгения ЖУРБЕНКО