(1983, реж. Брайан Тренчард-Смит)
Click to view
Чем заняться подростку в Сиднее? Летние каникулы, погода солнечная. Все сходят с ума по маленьким велосипедам для экстремальных трюков. Пи Джей, Гуз и Джуди по разным причинам остались на это лето без Бэ-эМ-ИКСов. И тут - удача! Во время прогулки они находят контейнер с новенькими рациями. Если их продать, то... То, что рации слишком новые и слишком аккуратно упакованы, разумеется, не вызывает никаких подозрений. Нельзя ждать милостей, взять их - наша задача. И т.п.
BMX Bandits
В какой-то момент может показаться, что фильм - полнометражная реклама магазина спортивных товаров. Все велосипедисты, как правило, в полной экипировке: шлем, налокотники, наколенники. Раздобыв денег, герои покупают не только велосипеды, но и полную экипировку. И у всех троих на футболках надпись: BMX Bandits. Если в кадр попадает гонщик без шлема, то это уже какая-то третья массовка на киселе. И, конечно, едва ли не половину фильма составляют погони: трое подростков на маленьких великах уходят от неуклюжего, как оказывается, форда.
BMX Bandits
Так почему же «новая волна», что ещё за «новая волна», откуда? И вот тут самое интересное. Суровые гангстеры поначалу вполне себе суровы, как будто пришли сюда из фильмов 70-х годов, вроде «Друзья Эдди Койла». В одной из первых сцен они - в масках трех поросят и волка (и пока это ещё не выглядит насмешкой) - грабят банк, и вообще настроены решительно.
Но чем дальше, тем более беспомощными они выглядят. Пи Джей, Гуз и Джуди от них убегают, конечно, но не так, чтобы очень боятся. Куда больше страха наводит на компанию Гуз - когда все трое оказываются на кладбище, он начинает пересказывать какие-то фильмы ужасов. В конце концов, возмущённая Джуди не выдерживает: «сколько можно, куда делись все эти фильмы со светлым концом, когда герои, наконец, обретают счастье» (примечательно, что сам Тренчард-Смит, режиссер, до этого снимал, как я понимаю, в основном ужастики - действительно, пора бы уже что-то светлое снять).
На этом разговоры о кино не заканчиваются. Когда бандитам, несмотря на всю их беспомощность, удается похитить Джуди, то уже она, пытаясь выиграть время, начинает пересказывать сюжеты недавно виденных фильмов про оторванные конечности и зловещие посылки. «Какая мерзость! - замечает главарь банды - Вы только посмотрите, какие фильмы смотрит сегодняшняя молодёжь! Как такое на экран-то пускают».
Пишут, что режиссер ориентировался на илинговские комедии 50-60-х гг. В 80-е, конечно, это выглядит не так органично. В частности, полицейские, которые, действительно, будто прибыли из Англии 50-х годов. Найденные рации все настроены на полицейскую частоту. Чтоделают полицейские, когда слышат, что на их волне какие-то дети болтают, о чем попало? Ничего. По-доброму улыбаются, вежливо попросят оставить баловство, и всё. Что делают эти полицейские, когда в их городе грабят банк? До, почти ничего (пара машин примчались на место преступления, но чтобы какое-то расследование... нет, не слышали. Кажется, они и грабителей бы только слегка пожурили, попросив больше так не делать. Ну, и самоорганизующаяся детвора, которая берет закон в свои руки. При этом кино все же не выглядит каким-то нелепым, искусственным. Оно наивно, пожалуй. Но что-то в этом есть.
BMX Bandits
Тут должно быть какое-то заключение, вывод. Но его не будет. Пока что мне сложно как-то кратко сформулировать впечатления от увиденного, но австралийская «новая волна» - это, определённо, открытие. А ещё здесь первая главная роль Николь Кидман - она тут такая дылда, выше своих ухажеров на голову. Всё, титры.
Click to view