Приём, приём, как слышно? Новый дизайн ЖЖ, который уже и не совсем новый, пугает меня до сих пор.
В общем, это. Поскольку я планирую в дальнейшем писать заметки о жизни и учебе в Штатах (думаю, что писать буду, потому что мне самой будет полезно периодически собирать мысли в кучку), то надо для начала рассказать, как я, собственно, там оказалась. Ну, пока не оказалась, но окажусь уже совсем скоро :) Это нужно мне самой, это может пригодиться тем, кто тоже хочет уехать учиться в США, ну и я просто буду рада поболтать в комментариях с теми френдами, чьи журналы еще не окончательно вымерли.
Предисловие
Поехать учиться за рубеж я, кажется, хотела всегда. По крайней мере, с того момента, когда узнала о существовании кампусов, а это случилось еще в школе, причем как бы не в начальной. Сама идея города, где практически все либо учатся, либо учат, казалась мне просто восхитительной - и это даже при том, что в школе моя успеваемость оставляла желать ох как много лучшего. Короче, давно я за рубеж хотела. Но это желание жило где-то внутри меня само по себе, а в реальности я даже и не думала, что такое возможно. Недавно совсем встретила в метро своего бывшего студента, мы поболтали, я сказала, что уезжаю учиться в США. Он удивился и ответил: "Надо же, я думал, такое только в кино бывает!" Вот для меня это тоже было чем-то из области фантастики, даже несмотря на то, что я знала о реальных людях, уехавших учиться. Мне просто казалось, что они это они, а я это я, и это всё - не из моей сказки. Рожденный ползать, сами понимаете, не орёл.
Глава 1. Начало
А потом случился
thefil04, и примерно через полтора года после того, как он случился, стало понятно, что надо что-то делать. Было это весной 2012 года. И я подумала, что я же кандидат наук, у меня приличный опыт преподавательской работы, в том числе с иностранцами, то есть я идеальный кандидат на должность преподавателя русского языка в каком-нибудь американском вузе. Я записалась на TOEFL и одновременно стала просматривать объявления о вакансиях на сайте AATSEEL (American Association of Teachers of Slavic and East European Languages). Вакансий было довольно много (это характерно для весны: ищут преподавателей на следующий учебный год), для некоторых я не подходила явно (например, нужно было владеть польским или иметь степень Ph.D.), но для остальных вроде как годилась. Я сдала тот самый TOEFL без особых проблем, на 113 баллов из 120 (хотя меня расстроил мой относительно низкий балл за writing - 25 из 30), попросила одну старшую коллегу и двух бывших профессоров написать мне рекомендации, подготовила резюме (Фил добился того, чтобы я включила туда всё, что мне самой казалось не стоящей упоминания ерундой) и стала писать и рассылать cover letters вместе со всеми полагающимися документами. Уже точно не вспомню, но я отправила заявок 5-6. И на все, как можно догадаться, получила вежливый отказ. Уж не знаю, что было критичнее, отсутствие Ph.D. (хотя кандидатская-то степень была, а слависты, в отличие от всех остальных американцев, понимают, что это такое) или необходимость делать мне рабочую визу в случае принятия меня на работу. Факт, тем не менее, остается фактом: работу найти не удалось. Тогда мы с Филом посовещались и решили, что дальнейшие поиски работы вряд ли будут более перспективны, так что надо искать аспирантуру.
Глава 2. Печальная
Итак, аспирантура. Но - какая и где? В общем, скажу сразу: была дура, не сделала того, о чем на гифке говорит Шерлок. Я думала, что как только университеты узнают, какая я классная и как много я знаю и умею, они тут же падут к моим ногам, все сразу, и будут драться за меня до последней капли финансирования. Средненько, но сдала обязательный GRE, чем почти гордилась. Подавала в шесть мест (в один университет, Ohio State, на две программы): четыре программы Linguistics и две программы Slavic Studies. Уровень университетов и программ я при этом (ну, см. гифку) не учла, так что подавалась даже в явно слишком крутые для меня University of Michigan и Georgetown University. Кроме того, все мои statements of purpose содержали детальное описание моего бэкграунда (а там, на минуточку, никому не интересная лексикография) - и куцый абзац, повествующий о том, чем я хотела бы заняться в будущем, причем с очень вялой привязкой к интересам преподавателей интересующей меня кафедры. В результате уже ранней весной у меня на руках было 4 отказа (все - от программ по лингвистике). Я еще надеялась на славистику, это были Ohio State University и Indiana University Bloomington. В Огайо я писала и звонила, Фил писал и звонил, там отказывались что-либо отвечать вообще, потом какая-то секретарша сказала, что слышала (!), как кто-то из профессуры говорил, что я overqualified, - ну, в общем, бардак полный. Я даже потом писала жалобу в admissions office - и совершенно не удивилась, когда потом летом узнала, что там сменили руководство. Зато из Индианы я получила приглашение - но без какого-либо финансирования. Разумеется, мне пришлось туда написать, что денег у меня нет, но я решила воспользоваться тем, что приглашение было действительно два года, и отложить решение. Но в целом в начале прошлого лета я была в совершенно подавленном состоянии, потому что за долгие годы университета я привыкла, что у меня получается всё и сразу - а тут оно вон как оказалось. Фил утешал, конечно, но самооценке это помогало не очень-то.
Глава 3. Осмысление
Большую часть прошлого лета я провела в Америке. Поначалу тосковала, учила немецкий с помощью Rosetta Stone и старалась не думать о будущем. Учебники для подготовки к GRE смотрели на меня с упреком, потому что
интересовался ими только кот, а потом еще
hellga, которая приехала к нам в гости из Нью-Йорка и с энтузиазмом взялась решать тестовые задания перед сном. А потом Филу нужно было поехать в Сент Луис, он взял меня с собой, а ехать нужно было через Индиану. Я написала в университет, спросила, не хотя ли меня там увидеть, они, к моему удивлению, согласились. Целый день я провела там, поговорила с заведующим кафедрой, профессурой, в том числе с волшебным дядькой Джорджем Фаулером, который был назначен моим initial advisor (он забрал меня из гостиницы на машине, покатал по кампусу и сам со всеми познакомил), и с девушками, которые там учились. В итоге deferral (т.е. возможность отложить решение на один год) мы оформили официально, а мне пообещали постараться найти для меня финансирование в виде Teaching Assistantship (далее в тексте - TA) на следующий год. А девушки случайно обмолвились о том, что существуют отдельные программы по Second Language Acquisition (я об этом не знала). В общем, из Блумингтона я уехала вдохновлённая - и начала шевелиться.
Что я сделала? Пошерстила гугл, нашла все существующие в Штатах программы по Second Language Acquisition, отмела те, где интересы профессуры сводились только к суровой грамматике и фонетике, а также те, которые были в слишком далеких от Фила университетах (например, на Гаваях), и начала, наконец, делать тот самый рисёч по оставшимся. Быстро выяснилось, что одна из лучших программ обитает не где-нибудь, а в
Michigan State University, то есть всего-то в полутора часах езды от Детройта. Написала директору программы, Сьюзен Гасс, и попросила о встрече. Встречу мне быстро назначили, Фил подбросил меня до Детройта, а там я села в автобус и поехала в Ист Лэнсинг. А когда приехала - пропала, потому что там мне понравилось вот вообще всё. Кампус, зелёный и с велодорожками. Здание, в котором программа сидит, - новое, светлое, с интересными коридорами и закоулками, в которых лежат всякие смешные пуфики для сидения, да еще и со Старбаксом на первом этаже. Сама Сьюзен Гасс - она удивительная, энергичная и доброжелательная, и это несмотря на ее исключительно высокий статус в научной среде и
огромное количество опубликованных книг. Профессора, с которыми она меня познакомила. Студенты программы, которые показали мне корпус, сводили в столовую и рассказали много всего интересного. Короче говоря, я поняла, что не просто хочу туда, а ХОЧУ. Но было понятно, что конкурс на эту программу высокий, а в Индиане тоже никаких гарантий, так что подавать документы я решила на несколько программ.
Глава 3. Yes, we can!
Вернулась в сентябре домой, поплакала и начала уже всерьез готовиться к GRE. В прошлом году моей ошибкой было уделять равное внимание трем частям экзамена: аналитическому письму, математике и "английскому" (в скобках, потому что это не то чтобы язык как таковой, скорее, умение читать), в итоге и результат был средний. На этот раз я решила сосредоточиться на письме, плюнуть на математике (как будет, так и будет) и продолжать учить хитрые слова. Таким образом, слова я учила в основном по дороге на работу и с работы, писала каждый день, математикой занималась тоже каждый день, но понемногу, не больше часа. Результат превзошел все мои ожидания: по "языковой" части у меня было 164 балла, а это означало, что 93% всех сдававших этот экзамен (а среди них большинство - носители языка) сделали это хуже меня. Если кому-то интересно, я подробно
писала про GRE по заказу сайта книжного магазина "Британия". И, разумеется, подход к мотивационным письмам теперь был совсем другим. Во-первых, я еще до подачи документов написала руководителям всех интересовавших меня программ, поговорила в скайпе с двумя из них и по электронной почте - еще с несколькими. Во-вторых, я сократила информацию о бэкграунде в пользу описания своих исследовательских интересов. Фил мне, конечно, очень помогал.
Так или иначе, я всё отправила - и оставалось ждать. И уже 14 января я получила письмо от Гасс: "The admissions committee has met and I am pleased to offer you admission to our program beginning Fall 2014. The competition was quite strong with nearly 90 applicants for about 7 spaces". Сказать, что я была счастлива, - это ничего не сказать. Я прыгала, пищала и повизгивала. Правда, вопрос финансирования оставался открытым.
Я подала заявку на ТА в English Language Center. Поскольку всем формальным требованиям (баллы TOEFL, опыт работы) я соответствовала, мне назначили интервью по скайпу в начале февраля. Разговаривали со мной почти час, всё это было очень мило. Сказали, что к концу марта все решения должны быть приняты, и мне оставалось только ждать. Это, наверное, было вообще самое тяжелое время, потому что я понимала: вот оно, счастье, его видно, его почти можно потрогать, и время поэтому тянулось неприлично медленно. Вот
kivi_1809 знает, я её в это время мучила :)
От тоски я на 8 марта полетела к Филу, он водил меня в бассейн и вкусно кормил четыре дня, а как только я вернулась домой - получила следующее письмо: "We are just beginning to finalize our funding possibilities and I am pleased to offer you four years of funding in the SLS program working with the Russian program". И вот тогда стало понятно, что да, я это сделала. Причем это было гораздо лучше, чем TA в English Language Center, потому что там нельзя было бы работать дольше пары лет, так что нужно было бы искать потом другое финансирование. А так я спокойна на 4 года. Если, конечно, буду хорошо учиться ))) Обязанности мне пока не вполне известны, но работать я должна 20 часов в неделю. Видимо, в течение самого первого семестра я буду именно ассистентом преподавателя, а со следующего, возможно, разрешат преподавать.
Глава 4. Начало
Большую часть весны я занималась оформлением визы и поиском жилья и руммейта. Нашла, кстати, чудесную девушку Дженнифер, которая только что с отличием закончила University of Iowa по лингвистике и музыке, а в MSU едет учиться в магистратуре TESOL. Главное, что голова моя была все это время занята.
Потом была сессия на работе, написание методичек и т.д. И только теперь до меня дошло, что я вообще-то не в конце пути, а только в его начале. И видится он мне примерно так, как на этой картинке :) Что мне предстоит? 17 июля я улетаю из Питера в Москву, из Москвы в Нью-Йорк, а из Нью-Йорка в Питтсбург к Филу. Оттуда мы на следующий же день летим в Лос-Анджелес к его родителям (а то после месяца питерского лета я уже не верю, что тепло существует), потом - в Солт Лейк Сити, а потом обратно в Питтсбург, где я буду отдыхать и читать книжки, которые мне порекомендовали на кафедре. 9 августа мы едем в Ист Лэнсинг и я заселяюсь в свою комнату.
12 августа у меня начинается неделя всяких университетских ориентаций и тренингов, обязательных для TA, потом еще неделю займет кафедральная ориентация, ну а с 27 августа должны начаться занятия. Я взяла на первый семестр три предмета: Introduction to Second Language Acquisition, Research Methods for Language Teaching and Foreign/Second Language Learning и Advanced Studies in Sociolinguistics. Первые два - в общем, обязательная программа для начала, а третий предмет обещает быть очень интересным: я писала преподавательнице, которая его будет читать (хотела узнать, достаточно ли моего бэкграунда для курса, в названии которого есть слово advanced), а она сказала, что в этом году вообще проводит эксперимент, так что весь курс будет посвящен тому, что называется Language Change (изменение языка/изменения в языке). С учетом того, что защищалась она у Уильяма Лабова, должно быть здорово.
Только мне очень-очень страшно сейчас. Скажите мне что-нибудь хорошее :)