Музыка Шостаковича сложна. Она на может быть фоном, она заставляет слушателя в полной мере участвовать, переживать, иногда болезненно, но никогда безразлично. Композитор часто отказывается от мелодии, гармонии или привычных тональных разрешений, за которые музыкальный слух так готов опереться. Когда их нет, музыка становится как бы подвешенной, крутящейся произвольно в невесомости, самой по себе, и часто нельзя предугадать, куда она полетит в следующем такте. Признаюсь честно, большинство произведений позднего Шостаковича я пока не понимаю.
Первый скрипичный концерт был написан в 1948г специально для Давида Ойстраха, но исполнен им лишь в 1955г, и исполнение Ойстраха считается эталонным. Я послушал несколько версий, доступных на ютьюбе, понравилось одно из исполнений Вадима Репина, но оно, к сожалению, оборвано за несколько минут до конца. Отобрал же для сегодняшней ночи "классическое" ойстраховское исполнение, похожее у меня есть и на виниле, хотя в "моем" дирижирует сын композитора. Но этот вариант мне нравится даже больше. Концерт начинается необычно: с медленной части, с ноктюрна.
Click to view
Откуда-то из ночи, постепенно набирая силу, возникает мелодия. Она бьется как пламя свечи, как израненная душа, обрывками мыслей то уносится вдаль, то вдруг возвращается и с тревогой ждет утра. Светлым лучиком то разрезает тьму, то отступает и уходит в себя. Кажется, что в музыке нет плана, что это свободный полет души, как бывает в джазе, но это, конечно, не так.
Остальные части концерта не трогают так, как ноктюрн, поэтому оставлю их для самостоятельного ознакомления :)