Сотворение Истории

Jan 22, 2024 00:43


Несколько лет назад читающий мир осиротел. Многие сокрушались, что ушел последний энциклопедист XX века. А может быть, последний вообще. На русском продолжают еще издаваться статьи и эссе, дополняющие потрет великого мастера. Например, я с большим удовольствием прочитал недавно «Шесть прогулок в литературных лесах». Но en masse помнят его, конечно, за великолепные романы, которые с возрастом читать только интереснее. Мне невероятно повезло, что лишь через четверть века после его самых известных первых двух романов я добрался до следующего. Окунувшись с головой в «Баудолино», я спустя несколько дней вынырнул немного другим человеком.



«Баудолино» Умберто Эко наполнен аллюзиями и цитатами, многие из которых настолько искусно вплетены в текст, что лишь специалисты могут отличить цитируемые исторические источники от авторского вымысла. Изысканность языка заставляет постоянно удивляться мастерству переводчика. И не напрасно - комментарии переводчика читать не менее интересно, чем сам текст.

Не знаю, был ли в этом авторский замысел или так получилось случайно, но «Баудолино» мне показался постмодернистской версией «Сотворения мира» Гора Видала. Видал вместе с  Киром Спитамой проводит читателя через несколько десятилетий древнего мира от Греции до Китая, показывая зарождение современной цивилизации. Эко историей Баудолино делает вроде бы то же самое, но у него история творится манипуляцией одного единственного человека. Переходы от серьезного к смешному, от правды, или того, что считается исторической правдой, к вымыслу или абсурду настолько легки и изящны, что в конце концов не имеют значения.

Историю не пишут победители. То есть, конечно, пишут, но это уже потом. Сначала историю творят. Кир Спитама - наблюдатель. Баудолино - творец. Настоящее мастерство творца состоит в том, чтобы о нем не знали или забыли. Манипулировать людьми просто. Манипулировать идеями и убеждениями сложнее - это манипуляция уровнем выше. Но эффект такой манипуляции гораздо сильнее, так как идеи живут много дольше, и увлекают за собой людей многие годы или даже столетия.

Конечно, Умберто Эко не хотел подвергнуть сомнению историю. Он просто прикалывался. Но насколько мастерски, черт возьми!

Умберто Эко, литература

Previous post Next post
Up