Первое знакомство с "Аэрофлотом"

May 30, 2021 20:57

Найденные на даче машинописные листы. Авторство, очевидно, А. Д. Калина. Время написания не указано, но скорее вторая половина 60-х, когда Калина ушел с испытательской работы, и у него стало больше времени. 30е упоминются как далекие времена, но Туполев еще жив.

В апреле 1939г я по туристической путевке отправился на Черноморское побережье Кавказа.
    Поездом доехал до Сочи. Первый раз увидел Черное море. Колоссальное впечатление. Несмотря на прохладную воду, с огромным наслаждением я купался. Пробыв несколько дней в Сочи, я на теплоходе "Украина" отправился по маршруту: Сочи-Сухуми, Сухуми-Батуми. Красоты Кавказского побережья произвели должное впечатление. Не обошлось и без досадных курьезов. Оказалось, что мои познания в ботанике тропических цветов и деревьев весьма скудны. Цвела магнолия. Огромные красивейшие цветы, а вот листья меня подвели, я принял магнолию -- за фикус. Позор был полный!
    Осмотр Батуми, Зеленого мыса, совхоза "Чаква" и других достопримечательностей надолго остался в памяти.
    Особенно впечатляюще было купание в шторм на берегу Зеленого мыса. Там есть место, где в море обрушились огромные камни и они не плотно стоят, видимо, на скалистом грунте и при ударе волны эти огромные камни качаются. Я очень любил в шторм добраться до этих камней и, залезая на них, стоять во весь рост на вершине. Огромная волна с силой обрушивалась на камень, он качался, а волна, разбиваясь на тысячи брызг, стеной поднималась над камнем и потом обрушивался на него. Вот, стоя на камне, мне казалось, что я борюсь с водой. Это было здорово.
    Прибыв в Сухуми, на обратном пути я узнал, что в Сочи можно добраться на самолете. Ходил "молютка" По-2. Я купил билет и, усевшись в заднюю кабину, полетел с летчиком, пассажир-то был всего один, в Сочи. Полет был удивителен. На малой высоте над лучезарным изумрудным морем. Погода была чудесная. Мы пролетали вдоль берега ниже го гористых вершин. Просто удивительно, с правого борта стена лесного берега, мелкие поселки, санатории, а с левого -- бескрайняя даль изумрудного моря. Просто здорово!
Полет мне так понравился, что я решил, что я все уже видел и пора домой. А домой я решил тоже лететь на самолете. Купил билет Сочи-Москва и в начале мая, прервав свой отпуск, отправился в аэропорт "Сочи". Аэропорт находился на правом берегу реки Сочинки, что впадает в Черное море у знаменитой "Ривьеры". Аэродром представлял собой небольшой участок луга на берегу реки, практически в черте города Сочи.
    В то время Москву с Сочи связывали самолеты ПР-5. Это 4-х местный самолетик переделанный конструктором А. Н. Рафаэлянцем (в Быково) из самолета-разведчика прославленного Р-5. Экипаж -- один пилот. 4 пассажира располагались в маленькой тесноватой кабине на двух стоящих друг против друга диванчиках. Посадка в пассажирский салон была через маленькую боковую дверь по левому борту. Багаж пассажиров и почта размещались в двух подкрыльных подвесных контейнерах, подвешенных под нижним крылом самолета. Интересно, что эти контейнеры были разработаны и предложены в 1935г. для почтого варианта этого самолета Дмитрием Сергеевичем Марковым, ныне Главным конструктором и одним из самых ближайших помошников Туполева.
    Прибыв к назначеному часу в аэропорт, я увидел большую толпу людей, ожидающих вылета в Москву. Несколько дней не было летной погоды, и пассажиры скопились на аэродроме. Было много шума и сутолки. Наконец, нас 4-х пассажиров направили к самолету. Пассажирами были: молодая мать с грудным ребенком, какой-то гражданин среднего возраста, очень крупный, большого роста армянин с огромным букетом красивейших роз и я. При посадке в самолет крупный пассажир все суетился, нервничал и непрерывно спрашивал у дежурного по посадке о своих двух, как он говорил, больших и очень для него ценных чемоданах, на что дежурный ему отвечал, что все в порядке, чемоданы погружены.
    Первой в кабину вошла молодая мать, затем ничем не приметный пассажир. Очередь дошло до армянина, я стоял за ним и прикидывал, как это он сумеет протиснуть свое мощное тело в эту маленькую дверь. Дальше произошло следующее. Надо сказать, что как сама дверь, так и ее окантовка были выполнены из дюралевого уголка (30x30), а так как видимо из-за малой жесткости вырезанного дверью борта в полете происходило непрерывное перемещение двери в ее окантовке, ее углы угольников самозатачивались и были очень острые. Тучный пассажир, нервничая и вертясь, сразу не смог протиснуться в дверь, и упершись лбом в острую кромку уголка, разрезал сеье лоб на большой ширине. Много крови, шуму, бинтов и всяческих криков. Наконец, наложены скрепки и забинтована голова. На голове чалма из бинтов.
    Инцидент исчерпан. Пассажиры заняли свои места. Армянин с чалмой и букетом роз сел рядом с молодой матерью, против полета, а я с гражданином по полету. Запущен двигатель, дан старт, и мы взлетаем и берем курс на Ростов.
    В Ростове первая пересадка. Подрулили к аэропорту. Вышли. "Чалма" с букетом роз прошел в аэропорт и скоро вернулся. Он шел к самолету, размахивая букетом. Подошел к нам и, хлопнув букетом о землю, сказал: -- "Дальше не полечу, багаж остался в Сочи, делать нечего". Оказалось, что он летел на свадьбу, и чемоданах были... жареные гуси! Дальше мы полетели втроем. Посадка в Харькаве, и затем -- Москва. Весь перелет занял около 10 часов. Сали на Центральный аэродром. В 6 часов вечера я был уже дома. Так закончился мой первый перелет из Сочи в Москву. Поезд в то время шел почти двое суток.
    Интересно, что в те далекие времена в "Аэрофлоте" эксплуатировались самолеты 1):
    - шестиместный К-5
    - девятиместный АНТ-9
    - трехместный АК-1
    - четырехместный ПР-5
    - четырехместный "Сталь"-3
    - одноместный По-2.
    Крейсерская скорость этих самолетов от 100 до 190 км/час, и на этих самолетах "Аэрофлот" перевез в 1939г. 314050 человек. 2)

Примечания (мои):
1) Пером вписано дополнение, что это только отечественные модели, а еще "Аэрофлот" использовал лицензионные "Юнкерсы" двух модификаций.
2) Статистику на столь древние года для проверки в Интернете сходу найти не удалось.

авиация, история

Previous post Next post
Up