Первая фортепианная соната Рахманинова -- выдающееся произведение, но исполняется и записывается гораздо реже своей младшей сестры. Одна из причин низкой популярности -- соната очень технически сложная и длинная, оригинальная версия длилась 40 минут, и Рахманинову пришлось её сокращать на четверть. У меня есть на виниле самая первая изданная запись
Warren Thew 1965г и чуть более позднее исполнение
Джона Огдона, пластинка которого появилось одной из первой в моей коллекции Рахманинова. Соната долгое время казалась одновременно несколько и затянутой и не достаточно цельной, как будто из-за длины пианист теряет нить и смысл исполнения. Особенно это заметно в исполнении Варрена Фью, который с явным трудом пробирается через нотный текст. И вот сегодня я случайно обнаружил на ютьюбе записи пятилетней давности Валентины Лисицы. Через её исполнение я эту сонату, наконец, почувствовал цельной и в числе прочего услышал, как из нее вырос 3й концерт. Я тут же бросился слушать, кто же еще её хорошо исполнял, может мне просто не попадалось раньше, -- и... практически ничего не нашел. Большинство исполнений у меня "не пошли". Выделю только Бориса Березовского, который регулярно исполняет эту сонату на концертах, и Николая Луганского. Я жалею, что неделю назад пропустил концерт Луганского в Жуковском, хотя знал о нем еще за несколько месяцев. Оба выдающиеся музыканты. Но исполнение Валентины мне кажется глубже, цельнее и лиричнее одновременно.
Соната концептуальная, она воплощает в музыке образы "Фауста".
1. Часть 1. Фауст.
Click to view
2. Часть 2. Гретхен.
Click to view
3. Часть 3. Мефистофель.
Click to view
Исполнение Николая Луганского. Мне тут не хватает динамики. Возможно, неудачная запись.
Click to view
Концертная версия Бориса Березовского. Вот тут динамики и энергии с избытком, но при этом создается впечатление, что музыкант торопится. Интересно было бы послушать его студийную запись 94-го года, вышедшую на Теларке.
Click to view