Новый тоталитаризм

Jul 31, 2017 17:45

"В классическом тоталитаризме система контроля идет сверху вниз - от бюрократической верхушке к населению. Контроль осуществляется полицейскими средствами (автозаки). В новом тоталитаризме контроль идет снизу вверх (от групп активистов из населения к власти, которая сама становится объектом контроля). Власть иногда использует активистов для расправы с инакомыслящими (...), иногда боится и уничтожает их (...). Сама власть, будучи слабой и вялой, презентует себя как зрелище (...). Меняется также предмет контроля: в классическом тоталитаризме контролируется только общественная жизнь человека в видимых пределах. В новом - вся личная жизнь, все пространство общения. Контроль становится универсальным благодаря информационным технологиям. Доносы за посты в социальных сетях - яркий тому пример. Появляются группы людей, которые составляют радикальное меньшинство, но активно расписываются за весь народ (...)."

Это определение украинской журналистки, "романтика-либерала", как она себя характеризует, Евгении Бильченко. Определение тоталитаризма на Украине, который она называет новым тоталитаризмом. Определение мне не кажется новым, это украинская реализация феномена, который называют неолиберальным тоталитаризмом или тоталитарным либерализмом. Впрочем, в данном контексте это не важно.

Евгения -- редкий пример сторонника Майдана, который пишет в общем разумные вещи и признает, что ею и такими же романтиками на Майдане просто воспользовались.

"Романтическая и студенческая интеллигенция не просто была использована властью, которая заняла новые посты. Она была использована националистами, которых сейчас власть утилизирует на войне. Такого циничного наложения друг на друга актов имения друг друга я давно не встречала."

Она старается избавиться от полярных оценок, от идеологизации, старается разворачивать украинский дискурс от "против кого" в сторону "ради чего". Ответственность за Майдан она, впрочем, не признает:

"Дорогие мои! На Майдане было абсолютно всё. Как в любой точке слома в нем веером были развернуты все возможности альтернативного развития. [...] Что мы могли сделать тогда? Наверное, ничего: и в этом каюсь. [...]

Меня больше занимает вопрос, что мы, сторонники старого забытого и не осуществленного Майдана, - кающиеся, примазывающиеся, прячущиеся по углам или делающие вид, что «все хорошо», - можем сделать сейчас? Самое главное - избавиться от дуальности. Дуальность не дает творческого пути, не оставляет выбора, кроме выбора между А и Б. Убогого выбора. [...] Не дать позволить ни одной стороне, ни другой выбить у тебя из-под ног твою маленькую гуманистическую идентичность, идентичность Третьего, путем растаскивания ее по альтернативным лагерям этих и тех."

Еще несколько интересных статей:
* "Страх"
* "Последний русский"
* "В тисках: судьба поэта майдана"

Вы не понимаете, что говорить - единственный способ спастись? Вы думаете, что, если дадите донести на соседа, промолчите при избиении старика с георгиевской ленточкой или шепнете мне в личку: «Женя, будь осторожнее» - вас помилуют? История показала, что никто никого не милует. Никто и никого. Но так есть еще возможность сохранить честь, с которой и предстанем мы все перед Господом, простите за пафос. [...]

Как вы, дорогие мои, наше интеллигентное дерьмо ни назовете, оно все равно будет дерьмом. Под батистовым платочком оно пахнет жестче, чем на ветру.

За обращенную к украинской интеллигенции последнюю фразу, та её теперь не очень любит.

Если такие люди на Украине еще остались и смогут консолидироваться -- то есть шанс. Только в условиях нового тоталитаризма это вряд ли получится мирным путем, а не мирным наверх выносит отнюдь не романтиков.

общество, Украина

Previous post Next post
Up