Лица Чернова

May 22, 2017 12:22

Не секрет, что средний человек может одновременно удерживать вниманием не более 7 предметов (концептов, переменных и т.д.). По большей части в повседневной жизни это незаметно, привыкли, но становится существенным в определенных ситуациях, например, при анализе или принятии решений в условиях многих факторов.

Системы поддержки принятия решений стараются представить человеку информацию, сузив её до доступных 7, а чаще всего 3-4 измерений, в силу ограничения возможности визуализации. Но оказывается, есть технология, позволяющая "визуализировать" до 36 параметров способом, который большинство людей хорошо понимают.

Это лица Чернова. Еще в 1973г американский математик Герман Чернов опубликовал работу, где предложил чертами лица и мимикой кодировать разные переменные. Способность распознавать лица и эмоции -- едва ли не лучший человеческий навык, который работает практически без участия сознания.

Лучше всего лица Чернова работают не для анализа как такового, а для мониторинга. Поэтому их якобы (подтверждения сходу не нашел) используют даже на АЭС. Суть в том, что пока лицо нормальное -- все хорошо. Когда что-то начинает уползать -- лицо перекашивается и т.д., и человек это очень хорошо видит. Вместо нескольких десятков индикаторов достаточно смотреть только на лицо или несколько.

В оригинальной идее Чернова фигурировали пиктограммы лиц. Современные методы компьютерного моделирования позволяют строить изображение "живого" лица на экране. Однако, я не нашел примеров в сети, что так делают.

В "Ложной слепоте" Уоттса капитан космического корабля использует голографические проекции лиц Чернова для наблюдения за состоянием системы в критической ситуации. Развивая эту идею, можно представить сложную систему как набор лиц-агентов с голосовым управлением и "лицевой" обратной связью -- естественное расширение человеческого социального опыта.

информационные технологии

Previous post Next post
Up