Не знаю, часто ли Аркадий Стругацкий писал предисловия к книгам, мне раньше не попадались, но это точно было одно из последних. Первый сборник Льва Вершинина "Ущелье трех камней" с предисловием Аркадия Натановича был сдан в набор 30.10.1991, когда того уже не было в живых. Одесское издательство, симферопольская типография, еще по-советски значительный тираж -- 50тыс -- сейчас таких не бывает. Пожелтевшие уже от времени страницы. И первоклассная литература.
Шесть повестей. Шесть Историй, земных и неземных. Историй именно с большой буквы, профессиональный историк, Лев Рэмович каждую повесть пишет в историческом контексте, настоящем или вымышленном. Пессимистично, жестоко, почти безысходно. Откуда такая обреченность в конце 80х? Это же было время надежд, и мало кто понимал тогда, к чему оно приведет. Еще не было Тимишоары и череды "бархатных" и "цветных" революций. Европа еще не знала, что снова узнает слово "геноцид". А он чувствовал. Предупреждал, но напрасно. А потом ведь еще будет "Первый год Республики", пока не ставший пророческим. Но это потом.
Проза Вершинина очень кинематографична. Как в кино, он часто использует "монтаж", тасуя сюжетные линии, пропуская большие временные куски, но оставляя достаточно ярких узловых эпизодов или намеков, чтобы читатель мог достроить картину в голове. Время летописно быстро летит сквозь страницы, притормаживая лишь для того, чтобы дать героям действовать. Но обычно от них мало что зависит, ход Истории определяют неподвластные им силы.
Самая сильная, на мой взгляд, повесть -- последняя, "Возвращение короля". Сходство с "Трудно быть богом", наверное, умышленное, но это лишь фон, повесть совсем о другом. Герой действует, действует здорово и достигает непростой цели, но одна неучтенная возможность, и все принесенные им моральные жертвы становятся напрасны, впору выть волком от стыда и отчаяния...
Наверное, я стал лучше понимать надежды и разочарования, которые Лев Вершинин сегодняшний (
putnik1) переживал в связи с Украиной. Так хотелось верить, а оказалось, что худшие пророчества, которые он разрабатывал как писатель в вымышленных историях, не так уж и далеки от истории настоящей. Человек слаб, ложь всесильна, жизнь коротка.