Несколько лет назад я с интересом знакомился с основными результатами работ Колмогорова, нет не по математике, а по
стиховедению. На тот момент сами работы найти было непросто, если вообще возможно, и приходилось пользоваться пересказом Успенского. И вот в этом году многие работы Колмогорова по теме были сведены и единый сборник и напечатаны, о чем я узнал благодаря сообществу
kolmogorov.
Достаточно тоненькая книжка выполнена в стиле, похожем на серию "Колмогоров: избранные труды" - такая же красная твердая обложка с золотым тиснением. В ней чуть более десятка статей с комментариями А.В. Прохорова (редактор-составитель книги, возможно, брат или родственник
Ю.В Прохорова?) и
М.Л. Гаспарова. Это, конечно, удивительно, как один из величайших математиков XX века находил время на филологические исследования (что включало в себя и изучение результатов предшественников, таких как
Якобсон, Андрей Белый и др.) и какие интересные наблюдения он сделал.
Исторически первым Колмогоров написал несколько страниц к письму своему ученику
Ю.М.Смирнову, который посылал ему в числе прочего свои стихи. Смирнов в то время неважно чувствовал метр и размер, и Колмогоров этим письмом провел что-то вроде ликбеза. Это письмо -- "Замечание об основах русского стихосложения" -- датировано 23.08.1943, задолго до первых статей, но в нем уже подробно расписаны основные метры, используемые в русской классической поэзии на примерах стихотворений Ломоносова, Пушкина, Лермонтова, Гумилева, Есенина. Объяснены простые и сложные метры, силлабо-тоническая и тоническая (дольная) схемы стихосложения.
Систематически анализом русской поэзии Колмогоров начал заниматься только в 1960, и начал системно. В его записях сохранились планы исследований, он начал читать на мехмате спецсеминар, выступать с лекциями на эту тему в Доме литераторов, Политехническом музее и т.д. Параллельно публикуются статьи: три статьи по поэзии Маяковского, которая считается ритмически сложной, две статьи о дольнике русской поэзии первой половины XX века, две статьи о нетривиальных пушкинских метриках (не только ямбом писал Пушкин). Большая статья 1968г "К основам русской классической метрики" обобщает и систематизирует варианты метров, используемые в русской поэзии.
Приведенные выше примеры статей практически не содержат математики, но Колмогоров все же великий математик, и он не мог не задуматься о математических аспектах стихосложения. В 1963г он выступил с двухчасовым докладом "Статистика и теория вероятностей в исследовании русского стихосложения" на симпозиуме по комплексному исследованию художественного творчества. Применение вероятностных методов состояло в подсчетах вероятности появления тех или иных ритмических фигур, как это соотносится с распределением ударений в словах русского языка, оценки энтропии поэзии в сравнении с прозой и др. Текст доклада не сохранился, а статьи, где эти вопросы были рассмотрены систематически и подробно, были дописаны только в последние годы жизни Колмогорова: в 1985г выходит статья "Модель ритмического строения русской речи", а в 1987 подготовлена, но не напечатана статья "Статистические методы исследования ритма стихотворной речи". Эти две статьи, так же как и статья "К основам…", были задуманы как части большой книги по стиховедческому анализу, которую Колмогоров так и не успел дописать. И от еще одного задуманного, но не законченного труда -- "Метр как образ" -- в завершенном виде есть только введение, но одно оно позволяет понять, как глубоко мыслил Колмогоров.
Можно считать это развернутой аннотацией к сборнику. Я надеюсь найти время подробно прочитать некоторые статьи. Пока я их только просмотрел по диагонали, чтобы уловить основные мысли.