На днях после перестановки в гостинной подключил почти три года стоявший для мебели ламповый усилитель. Предвкушая удовольствие, устроился было на диване, но ... Звук схлопнулся в отлично детализированный комок между колонками, высокие пропали, только бас заставлял приятно вибрировать стены даже на средней громкости. Я очень удивился, расстроился и вернул обратно старый транзисторный Сансуй (1972г выпуска). Попутно развел по мере возможности сетевые и звуковые кабели. Спустя пару дней, решил попробовать ламповый опять, греша на то, что за три года лампы застоялись, и их надо как следует прогреть. Каково же было мое удивление, когда неожиданно усилитель зазвучал, как должен! Детально, прозрачно, музыка полилась. Не успел я подумать над этим удивительным превращением, как пришел ответ от друга, которому я нажаловался на звук. Оказалось, что для ламповых усилителей большое влияние имеет, куда попадает фаза от тока переменной сети. То, что в разетке один контакт -- это фаза, а другой -- ноль, все знают, наверное. Полярность, так сказать.
Если б я сразу же не бросился проверять -- никогда бы не поверил, что это может влиять! В голове сразу же всплыла схема диодного моста для выпремителя тока -- ему же все равно, какая фаза. Но факты упрямы. Переворачиваю вилку в розетке -- звук схлопывается. Переворачиваю обратно -- раскрывается.
А теперь попытайтесь объяснить этот феномен. Это свойство не конкретного моего усилителя, а общее. В большей степени проявляется в ламповых услителях в силу специфики некоторых стандартных инженерных решений.
Update: Я до конца так и не понял всех деталей, но примерно суть явления такова:
[Spoiler (click to open)] На входе усилителя стоит трансформатор (в моем случае тороидальный). Первичная обмотка, та которая от переменной сети, намотана несимметрично -- внутренние витки ближе к сердечнику, чем внешние. В зависимости от положения вилки в розетке ближе к сердечнику оказывается либо ноль, либо фаза. Далее начинается не совсем мне понятная часть. Факт, что в трансформаторе появляются утечки тока на сердечнике. Но причина этого то ли в вихревых токах, то ли в емкости, которая образуется между обмотками и сердечником. Скорее всего, второе. При фазе на внутренней части первичной обмотки эти утечки существенно более заметны. Далее, сердечник заземлен на корпус, и туда же подключена сигнальная (то есть основной схемы) земля. Соответственно возникают паразитные переменные токи в основной схеме. Которые для некоторых схем могут заметно менять параметры сигнала.
Положение усложняется тем, что в любой системе больше одного компонента (как минимум источник и усилитель), и паразитные эффекты от кривой фазы через межблочники могут влиять между компонентами. Поэтому фазу рекомендуется проверять везде при отключенных межблочниках. Простым вольтметром, измеряя напряжение на корпусе.
Вообще, это часто недооценивается, но надо понимать, что все аудио-компоненты, включая акустические системы провода между ними, вместе образуют одну большую электрическую схему, где одно может влиять на другое. Конечно, инженеры пытаются взаимовлияние минимизировать, но это не всегда возможно. Например, обычные провода обладают собственным не только обычным сопротивлением, но и индуктивным, а также ёмкостным, которое зависит от частоты сигнала (звука), а значит непосредственным образом могут влиять на АЧХ. См. реактивное сопротивление. Поэтому мистические утверждения, что кто-то "слышит провода" могут быть и правдой в аудио-системах, чувствительных к такого рода ниансам. Мне, например, пришлось однажды менять провод от вертушки к корректору на низкоёмкостный, и не по наитию, а по "рекоменадации производителя". Провод + MM-головка составляют между собой единую очень чувствительную цепь.
P.S. Каким-то образом мой пост попал в регулярный дайджест И.-П. Подозреваю, что в качестве курьеза