Liszt Project

May 29, 2015 01:18

Продолжаю знакомиться с творчеством Валентины Лисицы. После Рахманиновского проекта пианистка обратилась к Ференцу Листу. И вновь это не простая запись, а нечто гораздо большее и существенно отличающееся от того, как обычно музыканты подходят к записи альбомов классической музыки.

(Лирическое отступление. Мыслить проектами -- это типичный американский подход и не типичный для классической музыки. Проект -- это цели, обоснования, средства, бюджет, план, контроль, индикаторы эффективности и др. Вся деятельность Лисицы с 2007г -- это такие вот целеустремленные проекты. Сама она их придумывает, или ей кто-то подсказывает (муж? менеджер?). В любом случае результат налицо. Она добивается известности и признания именно посредством таких вот проектов. Что, конечно, не умаляет ее таланта. Но было бы интересно посмотреть на формальный анализ.)

Во-первых, необычен репертуар. Половину диска составляют листовские транскрипции произведений других композиторов, в частности Шуберта (песен) и Верди (фрагмент из "Аиды"). В них Лист сохраняет мелодизм оригинала обогащая его виртуозной аранжировкой. Исполняются не часто, не знаю, почему. Впрочем, центральные композиции настоящие "листовские". Это вторая баллада и 12-я венгерская рапсодия, возможно, самая "рапсодичная" из всех. Но помимо нестандартного репертуара и вируозного исполнения большое значение имеют еще два фактора.

Лисица играет на 97 клавишном рояле Bosendorfer Imperial, с которым у нее определенно страстный роман. Для немузыкантов поясню: на обычном рояле 88 клавиш (а иногда и меньше, у меня на пианино всего 85). Дополнительные клавиши и ноты у Bosendorfer Imperial в басу. Что довольно значительно меняет звучание произведений, где глубокий бас востребован. Вторая баллада Листа -- это как раз такое произведение. Рояль у Лисицы ревет и рокочет (английское roars передает это даже ближе). Не в ущерб музыкальности, конечно. Во второй балладе и в танце из "Аиды" есть моменты, когда бас отыгран, после небольшой паузы начинается тихая мелодия в середине или верхах, но рокот басовых струн, словно шум сошедшей лавины, угасает еще долго. Этот эффект я раньше так ярко никогда не слышал, и он объективно должен быть меньше выражен на обычных инструментах.

Ну и третье необычное отличие этой записи в том, что Лисица сделала и цифровую, и аналоговую записи своего исполнения. Цифра после стандартного колдовства звукорежисеров вышла на CD, а аналоговая запись -- без всякой обработки, с ленты сразу на винил! Сейчас так практически не записывают! Если и выпускают винил, то делают аналоговый мастер с цифры. А напрямую на аналоговую ленту перестали записывать в конце 80х, потому что цифра "удобнее". Поэтому-то я был очень заинтригован результатом, и хотя послушал основной материал листовского проекта еще с месяц назад, все ждал пока придет заказанная пластинка. Вчера пластнику вместе с CD забрал с почты и вечером послушал.



Большей разницы между записью на CD и виниле одного и того же материала представить трудно! Ниже есть видео с интервью, где рассказано, как делалась запись. Для цифры использовались цифровые корректирующие элементы (digital delays), чтобы компенсировать разницу расстояния от микрофона до источника звука. То есть звук записывался максимально обезличено относительно конфигурации рояля и расположения микрофонов. Затем, в построцессинге звукорежиссер выстраивал нужную звуковую картину (кроме того в цифре можно чистить запись и даже исправлять неверно взятые ноты или смазанные фрагменты, например, нарезая из нескольких дублей). Для аналога же запись шла без всяких ухищрений -- это именно то, что звучало в студийном зале в Бонне, без нарезок и коррекций. В общем, куда звукорежиссеру тягаться с естественной акустикой. Я не могу сказать, что запись на CD плохая, отнюдь. Например, на этом CD довольно большие паузы между треками, по 15-20 секунд, чтобы музыка успела улететь. Это редко бывает. Но все познается в сравнении. И в сравнении с пластинкой она просто стеклянно-мертвая.

Но хватит слов, перейдем к музыке. Я выбрал пять фрагментов. Сначала идет фильм о проекте, затем несколько произведений с пластиники. Почти все эти видео те самые или близкие во времени и пространстве тем, что были выпущены на пластинке. И видео с естественным звуком на моем маке "звучат" как бы даже не лучше, чем свежесграбленный CD. Приятного прослушивания.

1. Фильм о проекте, как записывалась аналоговая версия. В нем звучат фрагменты композиций, которые вошли в пластинку, а также интервью со звукорежиссером и продюссером, которые рассказывают некоторые технические подробности этой особенной записи.

[Посмотреть и послушать]

image Click to view




2. Вторая баллада целиком. Потрясающая музыка.

[Посмотреть и послушать]

image Click to view



3. "Лесной царь" (поэма Гёте, музыка Шуберта, переложение Листа).

[Посмотреть и послушать]

image Click to view



4.  Лист-Верди. Священный танец из финала оперы "Аида". Очень красивая музыка, особенно если вспомнить, что под нее происходит по сюжету в опере.

[Посмотреть и послушать]

image Click to view



5. Напоследок, лиричная и грустная Gute Nacht (стихотворение Вильгельма Мюллера, вокальный цикл Шуберта "Зимений путь" -- Winterreise, переложение Листа)

image Click to view



Спокойной ночи.

музыка, звук, винил, Лисица, Лист, фото

Previous post Next post
Up