Продолжаю урывками читать "Идею истории" Коллингвуда. Там много пластов мысли, меня пока интересует развитие метода. Древнеримский исторический метод уже сильно отличается от
древнегреческого, Коллингвуд показывает это на примере Ливия и Тацита, более поздние римские историки не только не развили, но примитизировали историю. Цитаты ниже с
(
Read more... )
"История не может стать научной до тех пор, пока историк не в состоянии воспроизвести в своем сознании мысли и переживания людей, о которых он рассказывает." - Как это знакомо, как это типично, и как типично это представление, что все культуры должны этому следовать! А если я скажу, что история пишет характер не отдельного человека, а коллективной личности - народа или целой культуры? И подход Ливия тут более чем адекватен - Рим от начала и до его времени имел одно лицо, один характер, развивал в разных условиях один и те же свои черты. Ливий гораздо правильней подходит к преданиям старины, чем историки-позитивисты. Он оценивает их соответствие духу целого, характеру народа. Он не может проверить, правда ли, что Горации сражались с Куриациями, но он точно знает, что его народ в это верит и верил. Это факт коллективного сознания, а из коллективного сознания черпаются нормы поведения во все времена. Когда Ливий отбирает то, что ему больше нравится, он действует как человек своего народа - он такой же римлянин, как и древние, он также может судить, что больше соответствует сути его культуры.
Я не вижу принципиальной разницы между Ливием и Тацитом. И тот и другой считают, что в истории главное - битвы, решения магистратов и прочая государственная деятельность, только Ливий охватывает несколько веков, а Тацит - два-три поколения.
Reply
Reply
Это всё касается и исторического метода, и истории как таковой. История это способ самосознания общества. Как можно сказать, что у одного общества самосознание лучше, у другого хуже, беднее, примитивней? По какому критерию это определять? Коллингвуд ничтоже сумняшеся берет Абсолютно Верный Критерий - протестантскую цивилизацию. Всё похожее - правильное и развитое, а непохожее - неправильное и неразвитое. Вот об этом я и говорила.
Reply
Leave a comment