Современная европейская музыка строится на 12-ти полутонах в октаве, математически точно делящих октаву (октава -- это удвоение частоты, полутона делят октаву на отрезки по 1/12 частям степени двойки, см
равномерно темперированный строй для подробного объяснения). Так было не всегда, а примерно со времен Баха. Но сейчас мы настолько привыкли к этому, что отклонения от "нашего" музыкального ряда воспринимаются как диссонанс или даже фальшь. Спасибо
antilamer, благодаря ему я послушал разную музыку Ивана Вышнеградского -- композитора, который развивал четвертьтонную музыку, то есть музыку с 24-мя четвертьтонами в октаве. Для того, чтобы такую музыку исполнять, он придумал ставить рядом два рояля, настроенных с разницей в четверть тона. Это было еще в конце 1930х.
Более известны прелюдии Вышнеградского, но мне они почему-то не очень понравились. А вот, следующее сочинение для фортепиано в четверть-тонах показалось интересным. И страшным:
Click to view
А вот, как бы мог звучать Стравинский, если бы мог использовать четверть-тона (не одному мне показалось, что следующий современный фрагмент похож на знаменитые балеты Стравинского):
Click to view
Микротональная музыка -- это не что-то экзотическое. Арабская, азиатская музыка построены на ладовых системах, которые "не ложатся" на европейскую. Это слышно, но мы обычно не придаем значения. Во многом из-за того, что она обычно играется на других инструментах. Например, я очень люблю гамелан -- иноднезийскую музыку, и она, конечно, микротональная, но я это понял вот только недавно. Но вот следующий фрагмент двух турецких гитаристов более ярко демонстрирует микротональность, так как исполняется на привычных нам гитарах:
Click to view
Наше музыкальное восприятие -- это не что иное как перцептивная модель или форма, над слуховыми ощущениями. Как любая форма, она определяет и ограничиваетсодержание. В
записи про психонетику я уже касался темы форм как проявления сознания. Микротональная музыка расширяет формы, обогащая музыкальное восприятие. И то, что кажется немузыкальным, может быть просто вне привычных форм восприятия.
Закончить это небольшую экскурсию в микротональную музыку хочу очень атмосферной композицией Terry Riley с романтичным названием "Конец мира":
Click to view