Только не критикуйте психоанализ, это давно уже общее место и никому не интересно.
"Фигура врача, целителя изначально архетипически загружена и представляет собою Персону, содержание коллективного бессознательного, которое не принадлежит личности отдельно взятого медицинского работника. По мнению К. Г. Юнга, осознавание и интеграция содержаний Персоны может вести к опасности инфляции - "раздувания" сознательной личности, которая отождествляется с Персоной. В результате этого процесса личность имеет нереальное - завышенное (типа мании величия) или заниженное (депрессия или беспомощность - безнадежность) представление о собственной идентичности. Ощущение величия в данном случае таково, что личность как будто пытается убедить в нем других, и под ним всегда скрывается чувство неполноценности; депрессия же компенсирует переживания величия. А. Гуггенбюль-Крейг описал архетип Раненого Целителя как констелляцию, полярности которой - всесильный лекарь и беспомощный пассивный больной. Поведение и врача, и больного бессознательно приводит к проявлению этой полярности в поведении: больные становятся непонятливы, трусливы, пассивны и безответственны, а врачи самодовольно дистанцируются от них и воспринимают пациентов как отдельную, худшую, касту. Поскольку архетипические образы имеют полярную структуру (например, Старец - Дитя), то следует найти отрицательный полюс фигуры Всемогущего Целителя. Это больной, раненый, обиженный. А. Гуггенбюль - Крейг описывает этот образ под именем Раненого Целителя: он сам неизлечимо болен или травмирован, имеет власть над жизнью и смертью пациента, часто может быть психологическим садистом.
Разрешение наступит, когда эта архетипическая констелляция будет осознана обоими участниками лечебного процесса. Это происходит в душевной жизни врача, когда тот понимает, что любая болезнь может развиться и у него. Понимание ведет к состраданию, которое может быть очень мучительным. Больной должен найти в себе внутреннего целителя, те силы, на которые он может опираться в процессе выздоровления; это причиняет боль, так как заставляет разочароваться во всесилии медицины. Психологической защитой от таких страданий служит расщепление архетипа: больной вновь регрессирует и проецирует свои силы на врача; с врачом случается нечто худшее - он проецирует на больного свою слабость, "плохость" и враждебность, свою беспомощность, воспринимая себя чем-то вроде Бога. Это выглядит очень мелочно - грубость и хамство по отношению к пациентам, ради которых не стоит особенно напрягаться. Если сравнить динамику этой архетипической констелляции и феноменологию синдрома эмоционального выгорания, можно предположить, что осознавание архетипа настолько травматично, что ведет к эмоциональным нарушениям, которые, в свою очередь, требуют такой защиты, как расщепление архетипа, и соответственно, к личностным нарушениям и деперсонализации. Для осознания архетипа необходима большая сила Я, и поэтому личности незрелые с большей вероятностью прибегнут к расщеплению. Идентифицируясь с Персоной, медик осознает не связанные между собою полярности.
Возможно, что процесс инфляции играет какую-то роль в становлении, поддержании или "заражении" эмоциональным выгоранием в профессиональном сообществе".