Люсиновская улица за последние тридцать лет не изменилась, и об изменениях особо нечего писать. Но в "Архитектуре и Строительстве Москвы" тридцать лет назад вышел такой репортаж об этой улице, из-за которого даже появилась мотивация возобновить сравнения того что было и что есть сейчас.
По мере приблежения к 90-м годам АиС Москвы всё больше превращается из строго официально-новостного вестника в сборник волнительных статей градозащитников. И в июле 1988 года опубликована пока самая странная статья - автор сокрушается о появлении новостроек в начале Люсиновской улицы и пытается найти в Замосковречье Аркадию! Всё это сопровождается таким текстом, что сковзь него сможет продраться разве что современная инстгарам-блогерша с факультета журналистики.
"Вчитаемся же в пророчество той надписи на волшебном валуне, что сулит испытание, и выберем ее вектор, не обольщаясь предчувствием небывалого".
1. Итак, 30 лет назад некая Елена Кавтарадзе подошла к Садовому кольцу со стороны Замосковречья ("остров задернут вечным туманом мельчайшей измороси и залит жидким стеклом зноя"), и вот её впечатления: "И вот тут, подобно миражу городов будущего, подплывают люсиновские дома.<...> Облик грядущего, воплощенный в шествии гигантских домов, не внушает доверия, но в надежнейшую подзорную трубу, сделанную из свернутой трубочкой ладони, можно увидеть, как вдали множатся арки некоего павильончика..."
Сейчас с этого места виден только лес фонарей.
2. Дальше мы спускаемся в переход. "Переправа через реку увлекает в подземный переход, где под ногами хрустит мозаика мраморных осколков, а бессолнечная дорога измерена числом выпуклооких безымянных светил <...> словно по бесконечному нефу движешься к алтарю новой веры, еще таящейся в катакомбах".
В переходе вроде бы недавно был ремонт, так что сейчас под ногами ничего не хрустит.
3. Дальше выходим к тем самым домам, ради которых всё это было написано.
"Эти четырнадцатиэтажные инопланетные призмы, отчужденные от святынь и истоков".
4. Тут надо отметить, что в 1988 году в домах была даже некая красота, сейчас только бетон, остекление и кондиционеры.
5. На противоположной стороне сохранилась старая застройка.
"Мы отплыли от земли обетованной, чтобы проверить истинность одного предчувствия, которое хочется назвать предвкушением классики, почти античного покоя, а попали на материк, где все способное нести завет духовности вымерло или доживает век в пятнах грубого грима, щедро омолодившего строения, что обреченно лепятся друг к другу напротив многоэтажных громад."
Так было в конце 80-х:
6. Так сейчас - практически все дома пережили евроремонт (и окончательно избавились от завета духовности).
7. Один дом держится, но порос сорняками.
8. Тут же Церковь Вознесения Господня. Так квыглядела в 1988:
9. А так в начал 20 века.
10. Сейчас церковь отреставрирована, её вернули РПЦ.
11. Но красивой улицы рядом нет.
12. Начало 20 века - заборчик, мощение и фонарь здорового человека.
13. И тут мы подходим к цели поисков, к Аркадии! "За первой из четырнадцатиэтажных призм простерлась обитель классики, Аркадия, узнанная лишь теми, кто никогда в ней не был, идиллия для живущих в ландшафтах вымыслах".
Это городская усадьба, возможно из допожарной Москвы 1812 года, но официально 1833 года постройки.
14. Усадьбу передвигали вглубь в 1981 году. Так выглядела в конце 1980-х.
15. А так в 1920-х годах.
16. К концу 1980-х от дома остались только стены, сейчас это практически новодел, где находится "Управление сохранения объектов археологического наследия, Департамента культурного наследия г. Москвы". Стоит отметить, что восстановили с нормальной дверью, а не куском железа.
"Идиллия так и недовоплотившись, оказалась поверженной, и мы прекланяем голову перед ее развалинами".
17. "Да простят меня замосковрецкие старожилы, я не помню прежней Люсиновской или, скорее, силюсь притворится беспамятной".
Прежней Люсиновской не помнит даже past.vu, фотографий этого отрезка на сайте нет. Из комментариев только понятно, что была она застроена 2-ух этажными домами.
Кадр реконструкции Люсиновской в 1950-е, но под ним подпись, что всё-таки это другой участок улицы.
18. В 1988 году автор текста в СиА Москвы надеялась "Грамотный, проффесиональный анализ случившегося в Замокворечье, хочется верить, способен предотвратить повторение ошибки".
Люсиновская сейчас может ответить на это обилием архитектуры 21 века.
87/17 - Миусская площадь. 86/16 - Образцы литейного искусства. 85/15 - Вниз к Неглинной.