Когда-то я писала о том, что жизнь людей очень во многом предопределена врождёнными чертами характера, и изменить её так, чтобы она соответствовала другому психотипу, попросту невозможно.
[Например,] количество усилий, необходимое для занятий спортом, будет совершенно разным для холерика и меланхолика, а также для мотивированного и немотивированного человека. У агрессивных от природы людей не бывает тревожности - я, например, вообще не знала, что это такое, до 51 года. Тогда у меня случились очень серьёзные проблемы, связанные с великим карантином, но я в течение 2 недель взяла себя в руки и привела в нормальное состояние банальной валерьянкой. Самоуверенному человеку всё даётся проще, чем мнительному. Ну и так далее.
В связи с этим я читала много несправедливых обвинений в отсутствии чувствительности и эмпатии по отношению к определённым категориям людей.
Но дело в том, что часть черт личности зависит не только от врождённых свойств, но и, как всегда, от условий среды - о чем я и хотела сегодня написать. Если один человек родился в Москве единственным ребёнком, не имея проблем с жильём, получив образование и воспитание в духе идеалов советской интеллигенции, а другой в деревне в семье с несколькими детьми, то черты характера у них будут разными. Если тебе в жизни всего надо добиваться самому, тебе не до высокодуховных страдалочек и претензий к миру.
Точно так же, если жизнь треплет тебя так, как другим не снилось, то чувствительность к ней автоматически понижается. Это обычное свойство организма, адаптация. Там, где западный тепличный обыватель разведет истерику на тему "нарушения прав трансгендеров", русский покрутит пальцем у виска и пойдет копать траншею под забор, чтобы зимой не завалило, а детей можно было в школу отвезти.
В этом и состоит основное противоречие между мировосприятием нашей интеллигенции и "народа", который она так ненавидит. Оторванность интеллигенции от реальной жизни невообразима. Род занятий писателей, актёров, учёных и художников сам по себе предполагает эту оторванность - они просто не понимают, какие усилия необходимы для того, чтобы у них было жильё, в нём был работающий сортир и отопление, а в холодильнике еда. И чтоб был сам холодильник. Всё это они привыкли считать положенным им по умолчанию, ведь "каждый просто делает свою работу, я же вот делаю свою хорошо" - и не задаются вопросом, как именно оценивается их работа, и что значило бы "хорошо", если бы от их рисунка или перевода зависла бы чья-то материальная жизнь.
Безответственность. Профессии тотальной безответственности, порождающие капризное потребительское отношение к жизни и к стране. И сделать с этим ничего нельзя, потому что, да, именно в таких условиях и создаётся культура, в том числе высокая культура. Человек может позволить себе творить и глубоко думать и чувствовать, только если он тепличен. Об истоках западной культуры как результата избытка ресурсов много писал Антон Лазарев anlazz, и он абсолютно прав - во всём, кроме выводов.
Отказаться от культуры мы не можем.
Разрешима ли эта проблема? Боюсь, что нет. У меня с ней связана вся моя жизнь, в диапазоне от личной до общественной, поскольку я оказалась между. Таких между-людей не так уж и мало, они были и есть среди моих друзей. Все они хорошо понимают проблему, но объяснить её тем, кто оказался целиком на той или другой стороне, почти или совсем невозможно. Это противоречащие друг другу черты личности, характеры и концепции жизни разных социальных групп людей, с которыми связаны в том числе и личные трагедии.