Хорошая статья, обобщение исследований восприятия привлекательности противоположного пола с точки зрения эволюционно обусловленных факторов. https://pmc.ncbi.nlm.nih.gov/articles/PMC6523404/ Яндекс-переводчик, выдержки. Выделения курсивом мои.
Мужчины и женщины имеют разные стратегии, чтобы выглядеть привлекательными, и имеют разные интересы в выявлении красоты у людей. Тем не менее, мужчины и женщины всех культур сходятся во мнении, кто является, а кто не является привлекательным, и во всем мире привлекательные люди демонстрируют большее приобретение ресурсов и больший репродуктивный успех, чем другие. Мозг использует как минимум три модуля, состоящих из взаимосвязанных областей мозга, для оценки привлекательности лица: один для идентификации, один для интерпретации и один для оценки. Ключевыми элементами, которые учитываются в суждении, являются возраст и здоровье, а также симметрия, усредненность, пропорции лица и тела, цвет и текстура лица. Все эти элементы являются дорогостоящими сигналами репродуктивной пригодности, поскольку их трудно подделать.
[Spoiler (click to open)]Этот обзор создан для того, чтобы поместить изучение внешнего вида и красоты в контекст эволюционной биологии. Эта теоретическая основа лучше всего объясняет причудливость, универсальность и неожиданное поведение людей, стремящихся быть привлекательными и ищущих красивых людей. Человеческая природа включает в себя желание быть привлекательным, и исторически большая часть изобразительного искусства представляет собой изображение человеческой красоты. Много времени, денег и эмоциональной энергии тратится на улучшение нашей внешности, чтобы достичь цели красоты. Люди чувствуют себя лучше, когда думают, что они привлекательны для других. Мы посвящаем часть нашего мозга оценке характеристик привлекательности, которые удивительно схожи в разных культурах. Наши тела созданы не только для функционирования, но и для того, чтобы соответствовать образу привлекательности для других. ..... Эволюционная биология красоты Принцип эволюционной биологии заключается в том, что когда внутри популяции существует генетическая изменчивость характеристики, повышающей шансы индивида на выживание и размножение (отправка его генов в несколько последующих поколений), эта характеристика с лучшим улучшением будет естественным образом выбрана в сравнении с другими формами и станет более распространенной в популяции. В конце концов этот характерный фенотип станет почти универсальным, а генетический вариант, производящий предпочтительный фенотип, станет “фиксированным” в популяции.
Некоторые фенотипы улучшают усвоение пищи человеком, например, выносливость при беге или ловкость рук. Однако те фенотипы, которые напрямую повышают шансы на размножение, такие как привлечение партнеров и получение помощи в воспитании детей, находятся под еще более сильным давлением отбора, поскольку они напрямую влияют на частоту передачи этих генов следующему поколению.
Репродуктивная стратегия Мужчины и женщины имеют разные стратегии репродуктивного успеха, которые оттачивались в течение десятков тысяч доисторических лет. Женщины ищут мужчин в качестве партнеров, которые предоставят материальные ресурсы, а также хорошие гены своим детям, в то время как мужчины ищут одного или нескольких партнеров-женщин с хорошими генами, некоторых из которых они могут предоставить ресурсами. Стратегия каждого пола включает рекламу потенциальным партнерам и конкурирующим представителям одного пола, чтобы продемонстрировать свою ценность (обзор в [1]). Демонстрация этих черт называется “attragification” или “beauty”.
Универсальность суждений о привлекательности Оценки привлекательности удивительно схожи между мужчинами и женщинами, а также среди групп людей. Метаанализ, охватывающий 919 исследований и более 15 000 наблюдателей, показал, что люди согласны, как внутри культур, так и между культурами, кто привлекателен, а кто нет [2]. Мужчины и женщины, а также люди всех возрастов сходятся во мнении, кто привлекателен. Это убедительно свидетельствует о том, что суждения о физической привлекательности жестко заложены в генетике человека и, вероятно, зафиксированы на ранней стадии нашей эволюции. Эти инструменты оценки доступны на удивительно ранней стадии человеческого развития. Шестимесячные младенцы дольше смотрели на лица, которые взрослые считали привлекательными, и меньше времени смотрели на лица, которые считались непривлекательными [3]. ..... Привлекательность и умение точно определять привлекательность находятся под эволюционным селективным давлением. Поэтому неудивительно, что мозг разработал специализированные системы для точной оценки характеристик привлекательности, таких как возраст, здоровье и репродуктивный потенциал. ..... Гендерные различия в особенностях привлекательности и в её восприятии Половые гормоны, тестостерон у мужчин и эстроген у женщин, в значительной степени управляют телом и чертами лица, которые определяют привлекательность, а также изменяют структуру мозга, чтобы обнаружить и оценить эти особенности. Женщины настолько настроены на черты лица мужчин, что, просто взглянув на их фотографии, они могут правильно ранжировать группу мужчин по уровню тестостерона в слюне [27]. Интересно, что в то время как женщина склонна отдавать предпочтение мужчине с высоким уровнем тестостерона для романа, она предпочитает немного меньше тестостерона для долгосрочного партнера, а ее родители (которым, возможно, придется помочь позаботиться о любых младенцах, если мужчина уйдет) склонны предпочитать даже немного меньше тестостерона [28]. Преувеличение мужественности мужских картин делает их фактически менее привлекательными [26].
С другой стороны, эстроген монотонно движет женской красотой [29]. Панелям из мужчин и женщин показывали женские лица, трансформированные для преувеличения феминизированных черт, а 95% мужчин и женщин решили, что феминизация женских лиц делает их более привлекательными. Такой же результат был найден для лиц европейского, африканского и азиатского происхождения [30]. В другом исследовании эстроген измерялся у женщин в течение их ежемесячных циклов. Свою привлекательность оценивали и мужчины, и другие женщины. Женщины с более высоким уровнем эстрогена имели более высокие оценки женственности, привлекательности и здоровья. Интересно, что когда женщины носили цветную косметику, корреляция исчезла, что позволяет предположить, что макияж буквально “составляет ” для более низкого уровня эстрогена [31].
Возрастное восприятие Молодость является основным компонентом привлекательности лица [32] и лежит в основе большинства конкретных характеристик, которые люди ищут при оценке привлекательности. Старшие лица оцениваются как менее привлекательные, менее симпатичные, менее самобытные и менее энергичные [33]. The внешний вид старение после расцвета жизни - это посягательство на самооценку и уверенность [34].
В частности, возраст используется, наряду с другими признаками кожи и тела, для оценки положения в обществе, желательности в качестве партнера и репродуктивного потенциала [35,36]. Традиционно мужчины больше, чем женщины, склонны накапливать ресурсы с возрастом (что делает их более привлекательными партнерами), в то время как женщины больше, чем мужчины, склонны терять фертильность с возрастом. В результате резкое снижение привлекательности с возрастом женщин после наступления менопаузы во многом обусловлено мужским восприятием, в то время как восприятие повышенной власти мужчин с возрастом обусловлено преимущественно женским мнением [37].
Дорогие сигналы Мозг развил свое внимание к этим особенностям привлекательности и красоты, потому что они не только являются надежными показателями здоровья и репродуктивной приспособленности, но и их (или было на протяжении большей части нашей эволюционной истории) трудно подделать. Такие особенности, которые действительно сигнализируют о репродуктивной приспособленности, известны как дорогостоящие сигналы [72]. Дорогостоящие сигналы, специфичные для того или иного пола, подлежат сильному половому отбору. ... Большинство, если не все, характеристики, описанные здесь как признаки привлекательности и красоты, являются дорогостоящими сигналами. Они отражают здоровое развитие, отсутствие заболеваний и уровень половых гормонов, отражающих фертильность. Человеческая культура добавила украшения тела и имущество к дорогостоящим сигналам. Это дополнительные признаки богатства и приобретения ресурсов, которые также сигнализируют о репродуктивной пригодности, включая декоративную одежду и украшения, роскошное жилье и предметы роскоши.
Собственно, в статье суммируется то, о чем я постоянно пишу: "Доктор. Феодосий Добжанский, известный генетик, написал в 1973 году, что “ничто в биологии не имеет смысла, кроме как в свете эволюции”. Поскольку человеческая форма и мозг эволюционировали совместно за 5 миллионов лет с момента нашего последнего общего предка с обезьянами, мы можем это сказать ничто в красоте не имеет смысла, кроме как в свете мозга. Естественный отбор благоприятствует людям с большей репродуктивной способностью, а также тем, кто проявляет признаки большей приспособленности, а также тем, кто может их обнаружить."
Рекомендую прочесть статью целиком, там много интересного.