В середине ХХ века одним из самых известных российских иммигрантов в Голливуде был актер, продюсер и режиссер Григорий Ратов, впервые появившийся на экране в картине
Дэвида О. Селзника «Симфония шести миллионов» (1932). Но зрителям той эпохи Ратов запомнился во многом благодаря образу веселого и доброго европейского продюсера созданному в фильме Даррила Занука «Все о Еве»(1950), в котором, кстати, дебютировала Мэрелин Монро - это руководителю «Твентиеф Сенчури - Фокс Фильм Корпорэйшн»
Джозефу Шенку наконец-то удалось пристроить свою молоденькую любовницу.
Сыгранные за 40 лет персонажи Ратова, как, впрочем, и герои дважды выдвигавшегося на Оскар
Акима Тамирова, отличались экспрессивным, взрывным характером
и тяжелейшим акцентом. Тамиров учил английский язык в кинотеатрах, Григорий Ратов дома: «Прочитал слово в газете - посмотрел в словаре. Прочитал. Посмотрел. Слово в газете. Слово в словаре... Вот так и учил... Я говорю хорошо по-французски, по-немецки и по-русски. Итальянский я убиваю напрочь своим железным акцентом, а английский только калечу...», - шутил он несколько лет спустя в интервью корреспонденту Нью-Йорк Таймс.
Выучив несколько первых слов Ратов смело вышел на Театральную Линию Бродвея приветствовать знаменитых актеров: «Здравствуйте! Меня зовут Григорий Ратов. Я начинаю продюсировать новую картину и хотел бы пригласить именно вас - величайшего актера современности!»
Конечно же, у Ратова не было картины, не было ничего, кроме дружбы с Бродвейским импрессарио Ли Шубертом в то время искавшим актеров для новой театральной постановки. Узнав, что у Шуберта есть подходящая для его безработной супруги роль, Ратов выкрал копию сценария и не говорящая по-английски Евгения Леонтович несколько дней вживалась в образ и оттачивала произношение каждого слова.
«Фантастика! Я никогда в жизни не слышал ничего подобного! Так великолепно читать текст в первый раз!» - вскричал потрясенный Шуберт прослушав молодую российскую актрису, которая только благодаря находчивости своего мужа вскоре появилась на Бродвейской сцене.
Известность Ратову как режиссеру принесла картина «Интермеццо» - одна из череды замечательных работ, снятых в самом великом для Голливуда 1939 году. Не удивительно, что и этот фильм продюсировал почитатель таланта Ратова Дэвид О. Селзник - сын кино-олигарха киевлянина
Льюиса Селзника (Лазаря Железника). На главные роли были приглашены никому еще не известная шведка Ингрид Бергман и Лесли Ховард, который позднее потребовал включить свое имя в список продюсеров «Интермеццо»: так «по деловому» он отреагировал на предложение Селзника сыграть одну из ведущих ролей в
«Унесенных Ветром».
Обладатель звезды на Голливудской Аллее Славы, бывший актер МХАТа и бывший солдат царской армии Григорий Ратов умер в 1960 году в Швейцарии. Уже после смерти дальновидного продюсера Евгения Леонтович продала за 75 тысяч долларов права на экранизацию романа Флемминга «Казино Роял», которые Ратов приобрел в 1954 году за 6,000$ первым распознав один из будущих величайших брэндов Голливуда в главном герое по имени Джеймс Бонд.
Ратов в фильме «Салли, Ирэн и Мэри (1938)» (после 40 секунд ролика):
Click to view
Мэрелин Монро и Ратов (крайний слева) в фильме «Все о Еве» (30 сек):
Click to view
© Олег Григорьев